– Евгений Александрович, тема коммунальных тарифов – самая обсуждаемая в народе. Однако не все и не всё знают о том, как формируется структура тарифов на ЖКХ, кем она утверждается и по чьей воле та или иная сумма попадает в наши квитанции. Давайте поговорим об этом.
Е.А. Черкашин:
– Федеральная служба по тарифам ежегодно до внесения в Государственную Думу РФ федерального закона о бюджете утверждает предельные индексы роста тарифов на коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации. Соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ – Региональная энергетическая комиссия, в нашем случае – Департамент цен и тарифов Краснодарского края устанавливает предельные индексы роста тарифов на коммунальные услуги по муниципальным образованиям субъекта РФ. Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливаются в соответствии с предельными индексами, установленными отдельно для каждого предприятия.
– Понятно. Но это в общих чертах, а если говорить детально, конкретно по нашему муниципальному району, – какой будет картина?
– Мы уяснили, что ежегодный рост тарифов на ЖКХ – проблема всей страны, а не одного какого-то региона, тем более муниципалитета. Тарифы рассчитываются исходя из роста цены на горюче-смазочные материалы, газ, электроэнергию и доли затраты энергоносителей при предоставлении услуг. Предприятия, которые обеспечивают подачу населению воды, тепла и других услуг, формируют тарифы на предстоящий год с учетом повышения стоимости газа, электроэнергии, а также включают затраты, обозначенные производственной программой предприятия – ремонтные работы, реконструкция, зарплата и т. д. Далее эти тарифы рассматривает департамент цен и тарифов Краснодарского края – Региональная энергетическая комиссия.
Работа эта крайне кропотливая и серьезная. Специалисты РЭК придирчиво относятся к каждой цифре, представленной предприятием. Поверьте, там никто не лоббирует интересы предприятий-поставщиков и одним росчерком пера не решает судьбу того или иного муниципалитета. После строгого анализа и жесткого контроля РЭК утверждает окончательный экономически обоснованный тариф. Причем, как правило, те тарифы, которые предлагает предприятие, в РЭКе меняются в сторону снижения. Все происходит в рамках правового поля и в границах предельных индексов максимально возможного изменения размера платы за коммунальные услуги. Чтобы было понятнее, можно сказать, что предельный индекс роста тарифов на 2010 год для нашего района был определен в 16%, однако повышение тарифов в среднем состоялось на 10%.
– Евгений Александрович, каким образом на тарифы влияет муниципальная власть?
Одинаковы ли тарифы в поселениях района?
Е.А. Черкашин:
– В Гулькевичском районе в основном два муниципальных предприятия обеспечивают население коммунальными услугами – МУП «Водоканал» и МУП «Ресурс-Инвест». Первое в ответе за воду и водоотведение, второе – за подачу тепла и горячей воды. Нормативы на отопление, горячее водоснабжение и водоотведение утверждаются органами местного самоуправления – Советами депутатов, экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию и воду утверждаются РЭКом.
Стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг в каждом поселении разные. Они зависят от многих факторов – этажности домов, протяженности сетей, нагрузки на котельную и т. д. Наиболее высокая плата за коммуналку в городе, Красносельском, Гирейском городских поселениях; несколько ниже она в Тысячном, Николенском, Соколовском сельских поселениях.
– А чем объясняется разница в тарифах по муниципальным районам? Кажется, мы все живем в одинаковых условиях, а платим по-разному.
Е.А. Черкашин:
– Это не совсем так. Условия везде как раз-таки разные. Единого норматива и тарифа как на тепловую энергию, так и на другие услуги не существует. Норматив, повторюсь, зависит от таких факторов, как этажность зданий и площадь жилых домов, чем больше этажность, тем ниже норматив. Вот первая причина, по которой норматив в соседнем Кропоткине ниже, чем у нас. На нормативы влияют протяженность сетей, состояние котельных, количество абонентов и т.д. Но в конечном итоге суммы коммунальных платежей по территориям разнятся незначительно. Одни платят чуть больше за отопление другие – за воду либо канализацию. Наш район, если говорить в общем, находится в середине среди соседних районов.
Часто, например, задают вопросы по перерасчету оплаты за отопление по фактическим затратам. Такой перерасчет делается ежегодно. Так, за 2009 год перерасчет был произведен в феврале 2010 года; месячная сумма на 1 квадратный метр общей площади была уменьшена на 6 руб. 32 коп. В платежных документах каждого абонента в феврале этого года указана стоимость 1 кв. м общей площади в размере 41 руб. 72 коп. вместо 48 руб. 04 коп.
– Евгений Александрович, а как бы Вы ответили на самый каверзный вопрос – можно рост тарифов просто остановить в одном отдельно взятом районе?
Е.А. Черкашин:
– Ответ прост: можно. Прими волевое решение и не позволяй поднимать тарифы. Таким образом, власть может заработать дешевое доверие и авторитет. Но счастье это будет недолгим – очень скоро предприятия коммунальной сферы просто-напросто развалятся из-за финансовых проблем. Мы подобное уже проходили. А потому сегодня имеем коммунальные предприятия со старым оборудованием, с изношенными сетями. Если и дальше пойдем этим путем, то наступит день, когда в наших домах не будет воды, тепла, горячей воды и т.д. И тогда мы поймем, какую ошибку допустили.
Чрезмерно грузить население тарифами нельзя, это понимают все – время и без того трудное. Но решать проблему нужно конструктивными методами, а не на митингах.
– Что можно отнести к конструктивным методам, которые способствовали бы снижению тарифов? Они есть?
Е.А. Черкашин:
– Да, необходимо проводить мероприятия по энергосбережению, оптимизации затрат, автоматизации на тех же водозаборах и т.д. Это то, что касается предприятий – поставщиков коммунальных услуг. Но главное, что необходимо сделать в первую очередь каждому потребителю, – установить приборы учета. Те, кто платит по нормативам, заметно проигрывают рядом с теми, кто платит по показаниям счетчика.
– Как быть людям с низким уровнем доходов?
Е.А. Черкашин:
– Им нужно четко знать, что через органы социальной защиты населения они могут воспользоваться субсидией на жилищно-коммунальные услуги. Размер платежей не должен быть выше 22% от общего дохода семьи. Кстати, наше население не всегда пользуется этими льготами по одной простой причине – за субсидиями не обращаются. А ведь это ощутимая компенсация расходов и не стоит от нее добровольно отказываться.
Полезные советы и таблицу сравнения тарифов в других муниципальных образованиях Краснодарского края смотрите в печатном варианте газеты за 15 мая.
Рубрики: Общество
Нет похожих материалов.
КОММЕНТАРИИ:
comments powered by HyperComments