Нам имя – рабочий класс!

Нам имя – рабочий класс!
Мы так стремительно движемся во времени, что с каждым нашим шагом вперед прошедший миг исчезает почти  безвозвратно. И чтобы этого не случилось, нужно хотя бы иногда останавливаться, оглядываться назад, возвращаться в прошлое.
Сегодня мы перелистаем пятидесятилетнюю историю Кавказского завода железобетонных шпал. Это большая, интересная история, наполненная событиями, фактами, именами людей. Это судьба одного коллектива, сплетенная из множества судеб разных людей, внесших свой вклад в становление и развитие предприятия. Это огромный труд, плодами которого каждый день пользуются миллионы людей. И за это  следует сказать огромное спасибо дружному, сплоченному коллективу – всем работникам, инженерно-техническому персоналу, ветеранам предприятия, руководителям разных лет. Они смогли создать крепкое уникальное предприятие, сохранить его на рифах рыночных реформ и уверенным курсом повести вперед.
Они были первыми
…Бегут, спешат, стучат колесами поезда: с севера на юг, с востока на запад. Вся наша необъятная страна изрезана бесконечными нитями железных дорог. Но поезда – это не только маршруты, вокзалы, огни светофоров. Чтобы поезд вышел в путь, нужна железная магистраль. А ее, как  известно, без рельсов и шпал не построить.
Ровно 50 лет назад, 5 ноября 1967 г., в канун 50-летия советской власти в пос. Красносельском был сдан в эксплуатацию крупнейший завод.
Районная газета «Прикубанская искра» 14 ноября 1967 г. в связи с этим писала:
– Этому событию был посвящен митинг, который открыл первый секретарь Кавказского  райкома партии В.С. Голов. Он поздравил строителей с большой трудовой победой в честь славного юбилея.
Была перерезана красная ленточка, и завод пущен.
Более подробно о завершающемся строительстве и о первых днях работы нового завода вспоминает его первый руководитель Михаил Федотович Дацко:
– В 1967 году я прибыл на завод из Челябинска для завершения строительства и пуска производства. В то время тысяча человек работала в три смены, в строительстве принимали участие 14 субподрядных организаций. На заводе еще не было окон, делалась кровля, монтировалось оборудование, в  цехах летали воробьи. В  стадии строительства находился газопровод, ГРП, ГРС, котельная.
Первые рабочие  были приняты еще до пуска завода. 300 человек из близлежащих сел и поселков, Гулькевичи, Кропоткина проходили обучение и стажировку  в Казахстане, чтобы с первых дней приступить к работе. Мощный, современный завод по тем  временам был явлением уникальным, подобных предприятий в округе не было. Предстояло взяться абсолютно за новое дело, а значит, нужно было учиться. В течение первых трех лет на предприятие  были приняты 820 человек.
Как всего этого добиться?  Квалифицированных рабочих нет, специалистов-практиков нет. Я принял решение принимать только знающих руководителей. Начальник ОТК приехала с Камчатки, начальник основного бетонно-формовочного цеха из Новосибирска, большая группа специалистов переехала на Кубань из Челябинска. И дело пошло, качество шпал признали отличным, завод заработал в полную силу.
Работать на заводе ЖБШ стало престижно: новое, хорошо оснащенное  производство, широкий комплекс социальных гарантий, прекрасные условия труда привлекали на предприятие многих, получали право трудиться здесь – лучшие из лучших.
За первые три года работы было построено три 70-квартирных дома для работников, детский сад-ясли на 140 мест. Были решены жилищный вопрос и вопрос отдыха. 150 детей работников завода могли ежегодно отдыхать в пионерском лагере «Ласточка» в Анапе; для рабочих построили базу отдыха в Вардане. На заводе открылась столовая, стала работать библиотека – выписывалось много газет, журналов, в  том числе иностранных. Позиция руководства на этот счет была однозначной – рабочие должны быть образованными. 
Время больших побед
Время стремительно рвалось вперед. Завод между тем год от года все больше укреплял свои позиции. Особой строкой в биографию предприятия вошли 70-80-е годы. Это было время громких побед, высоких наград, но одновременно и серьезных трудностей, рискованных решений, отчаянных шагов.
В 1971 г. опытного, хорошо знающего производство М.Ф. Дацко на посту директора сменил 33-летний  Юрий Лопатин.
Молодой, энергичный, с хорошими организаторскими способностями, он с жаром взялся за дело. Новое производство увлекло с первых дней, он с головой ушел в работу. Завод к тому времени вышел на полную мощность, выпуская до ста кубов железобетона в год, а это 1 млн 250 тыс. штук шпал. И эти темпы нельзя было снижать, напротив, предприятие союзного значения, каким был завод ЖБШ, просто обязано было наращивать объемы производства.
К слову, в пятилетнем плане страны план по выпуску железобетонных шпал стоял отдельной строкой. По сути, это был стратегический государственный заказ. Не справиться с ним… да  такого даже подумать было нельзя.
Но обстоятельства постоянно вносили коррективы  в устоявшийся ритм работы предприятия. Одно время серьезной проблемой стал щебень. Его возили из Минвод, но из-за недостатка подвижного состава все чаще происходили сбои; завод вынужденно простаивал, выбивался из графика, под угрозу становился  план. Стали думать, что делать. Решили создать свою «вертушку»: 60 полувагонов стали регулярно доставлять на завод сырье, что позволило быстро создать двухмесячный запас щебня. Проблема была снята.
Другой не менее серьезной проблемой всегда были вагоны для отправки готовых шпал. Ю.С. Лопатин буквально дневал и ночевал в  кабинете начальника Кавказского отделения железной дороги. Вагоны – до 20 штук ежедневно нужны были как воздух. Но не меньше они были нужны и другим. Как быть, как убеждать, чтобы стать первым? 
Приходилось стучаться  в другие, более высокие кабинеты, вплоть до Центральной службы движения. Аргументы, доказательства, просьбы – в ход шло все. Главным козырем в руках директора Кавказского завода ЖБШ было то, что на его заводе вагоны не простаивают под погрузкой. Это да и многое другое помогло справиться и с этой проблемой – завод был взят на особый учет в профильном министерстве и стал гарантированно получать ежедневно 40 вагонов. Голова за отгрузку перестала болеть, но возникали другие трудности – то с цементом, то с проволокой.
А потом в середине 70-х и вовсе пришла беда – министерство путей сообщения, а это был главный заказчик железобетонных шпал, вдруг принимает решение отказаться от такого вида продукции полностью в пользу более привычных деревянных шпал. Для предприятия, которое только что набрало мощные обороты, это означало крах…
И вновь сообща стали искать выход, посоветовались с коллективом  и решили: будем работать на склад. Проще говоря, завод три месяца работал на полную мощность, не отгружая ни единой шпалы заказчикам. Шпалы штабелями лежали на складе, на территории завода и за его  пределами. Решение, прямо скажем, более чем рискованное и, прежде всего, для директора. Понимая всю остроту ответственности, за которую можно было поплатиться  как минимум партийным билетом и навсегда распрощаться с карьерой, Лопатин все же пошел на этот шаг. Тем самым он смог сохранить завод, коллектив, да и готовая продукция уже очень скоро разошлась. «На верху»  быстро поняли свою ошибку, и непочтительное отношение к железобетонной шпале сменилось на подчеркнуто уважительное. 
На просьбу рассказать о своей работе на заводе Юрий Сергеевич Лопатин откликается охотно и говорит:
– Десять лет, которые я отработал на заводе, были лучшими годами в моей трудовой деятельности. И сегодня у меня перед глазами стоит административное здание завода, перед ним – памятник Ленину и цветущий розарий; на территории завода, справа от проходной – фруктовый  сад, повсюду – асфальт. Здесь все было сделано для людей: четко работала заводская столовая, где обеды (благодаря долевому участию в строительстве откормочного предприятия) были на порядок дешевле, чем в  других местах; многое делалось для организации отдыха рабочих и членов их семей; зарплата передовых бригадиров доходила до 600-700 рублей (для сравнения: зарплата директора составляла 350 руб.; средняя  зарплата в те годы в строительной отрасли не превышала 120-150 руб.).
На заводе подобрался лучший коллектив, отлично работали партийная, профсоюзная, комсомольская организации. Мы все делали вместе, сообща, мы жили одной семьей.
И сегодня, вспоминая завод, я, прежде всего, вспоминаю «ту заводскую проходную, что в люди вывела меня…» Кажется, строки этой песни написанны прямо обо мне. А еще, конечно же, я вспоминаю людей, с которыми съел не один пуд соли, и очень им благодарен за годы совместной работы. Их много, хочу назвать всех, но не получится, тогда хотя бы несколько фамилий – супруги Брагилевы: Елена, депутат  краевого Совета, и Виталий, бригадир прославленной комсомольско-молодежной бригады; коммунист, бригадир орденоносец В.М. Сузов; секретарь комитета комсомола Анатолий Лунев; главный инженер В.К. Попов; зам. директора В.И. Жаглин, начальник БФЦ И.В. Ткаченко, главный энергетик Н.И. Кованцов, начальник лаборатории О.Д. Крукчер, начальник паросилового цеха Сахно, начальник РМЦ Ушаков, водитель В.Ф. Черняк, зав. детсадом Л.И. Пушкарская, секретарь М. Болдырева, начальник БФЦ П.М. Устименко и многие-многие другие. Я  всем благодарен без исключения. И в юбилей желаю ветеранам – здоровья, работающим – успеха, заводу – процветания.
Работавший до этого главным инженером и хорошо знавший предприятие А.С. Иванов  продолжил уже  проложенный курс. Предприятие и в эти годы стабильно работало, коллектив отличался высокой дисциплиной, приходили новые победы и новые награды. Экономически крепким, слаженно работающим подошел Кавказский завод ЖБШ к известным реформам 90-х годов.  В этот период предприятие возглавил Владимир Петрович Темников, кстати, дольше всех занимавший директорский пост – целых 17 лет.
Именно на В.П. Темникова легла ответственность за завод и коллектив в смутные перестроечные годы. Это было время, когда социалистический способ производства уже перестал существовать, а рыночные капиталистические отношения еще не утвердились. Владимир Петрович  всегда умел смотреть ситуации  прямо в глаза и объяснять людям, что сейчас нужно потерпеть, ужаться с зарплатой, но собраться с силами и купить новую технику, оборудование и тем самым спасти предприятие от закрытия.
Мало спал и много работал в эти годы директор завода. Лихорадило не только отдельные предприятия и отрасли, лихорадило всю страну. А он, работавший на одном из лучших заводов района и края, никак не мог допустить его  падения именно в тот период, когда стал у его руля. И он работал, порой без отдыха, порой из последних сил – искал и находил новые рынки сбыта, отправлял продукцию в Грузию, другие бывшие республики Советского Союза. При нем была открыта пятая линия производства. Кроме железобетонных шпал, на заводе научились делать плиты перекрытия, блоки, столбы для высоковольтных линий электропередач. Дополнительная продукция помогала предприятию выжить в отсутствие основного заказа.
В  свое время Владимир Темников побывал на аналогичном заводе в Германии.
На вопрос: «Как там?» – честно отвечал, что дисциплина на предприятии железная, а с красотой и чистотой – проблемы: у нас чище и красивее. После того визита к иностранным коллегам на заводе появилась новая форма, каски стали неотъемлемым атрибутом каждого сотрудника, а территория – еще чище и благоустроеннее. К работникам своего предприятия директор всегда относился с неизменным уважением и вниманием. Голоса никогда не повышал, ничего не требовал, давал выверенные распоряжения, которые всегда четко исполнялись.
Быт сотрудников был на высоте: душевые, столовая, работающая в две смены, комнаты отдыха, библиотека. Рабочих из соседних населенных пунктов доставляли на работу на заводских автобусах. Уволиться по собственному желанию никто и не помышлял: за рабочее место держались зубами, а чтобы попасть на завод, проходили конкурсный отбор. И это в то время, когда предприятия повсеместно закрывались, меняли форму собственности, перепрофилировались, а зачастую просто уходили в небытие… Кавказский завод ЖБШ остался жить!
У завода есть будущее!
Кавказский завод ЖБШ сегодня входит в состав акционерного общества «БетЭлТранс» и производит высококачественные железобетонные шпалы, тем самым способствуя расширению и модернизации железнодорожной сети России и  сопредельных государств. Предприятие считает за честь придерживаться главных ценностей АО «БЭТ»: КАЧЕСТВО, СВОЕВРЕМЕННОСТЬ, ИННОВАЦИИ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ и строго следует им в своей производственной деятельности, являясь одним из лучших поставщиков продукции для ОАО «РЖД».
Имея в своем составе высококвалифицированных специалистов, производственную и испытательную базы, развитые структуры материально-технического снабжения и сбыта выпускаемой продукции, завод стабильно выполняет производственный план, осваивает новые виды шпал, неукоснительно показывает высокий стандарт качества продукции. И это вовсе не случайно, на заводе внедрена система  менеджмента качества применительно к производству железобетонных шпал в соответствии с требованиями ГОСТа. Вся  продукция завода сертифицирована в регистре сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Представители завода входят в научно-технический Совет общества, многие новые проекты  опробируются на Кавказском ЖБШ. Высокую оценку выпускаемой продукции, дают и немецкие партнеры, с которыми сотрудничает завод. С помощью специализированных добавок для бетона, поставляемых ведущими мировыми производителями, здесь делают шпалы еще долговечнее и качественнее. Нынешний директор завода Виктор Анатольевич Цымбалюк о сегодняшнем дне предприятия говорит так:
– Завод оснащен новейшим оборудованием, мы одними из первых в отрасли, начиная с 2010 г., модернизировали линии электропередачи, установили новые трансформаторы, светодиодное освещение и энергосберегающие светильники. Это не только финансовая экономия, но и лучшее освещение рабочих мест, у нас работает современная вентиляция. Отремонтировано и реконструировано основное технологическое оборудование, бетоносмесители заменены на самые современные. Все это и многое другое обеспечивает непрерывный рабочий цикл всех производственных линий, позволяет заводу работать на полную мощность. Что, впрочем, и наблюдалось в 2011-2013 годах, это были наиболее успешные годы в новейшей истории предприятия. А вот последующие 2014-2015 г.г. для завода сложились крайне сложно, сократившийся портфель заказов ОАО «РЖД» поставил под угрозу функционирование всего предприятия. Но даже в этот очень сложный период мы не опустили руки, не остановились, а постоянно искали пути выхода из кризиса. И он был найден – это новый заказ на поставку шпал на Крымскую  железную дорогу. Постоянный диалог с руководством Крымской железной дороги, деловые встречи, помощь со стороны краевой власти и депутатов – все это дало желаемый результат. В 2014 г. в Крым были отправлены первые шпалы, и завод стал входить в привычный рабочий ритм. В 2015 году было отгружено 14 тысяч шпал, в следующем уже 75 тысяч, а в этом – 93 тысячи. На 2018 год есть предварительная договоренность на 144 тысячи шпал. Кроме Крымской железной дороги, свою продукцию мы отправляем на Куйбышевскую, Приволжскую, Северо-Кавказскую железные дороги. 1600-1700 шпал ежедневно сходит с конвейера, всего до конца этого года будет произведено более 400 тысяч шпал. В сложившейся ситуации, когда железная дорога не гарантирует постоянные заказы, это хороший результат.
Кроме основного вида продукции, на заводе освоен выпуск дополнительной – сваи, столбы осветительных опор, фундаментные блоки, товарный бетон. Специалисты завода в постоянном поиске нового вида продукции. Одно из направлений – малоэтажное гражданское строительство. Это дешевые, быстро возводимые площадки под ангары, гаражи, административно-бытовые и торговые здания. Это освободит предприятие от рисков, обусловленных отсутствием заказов, даст дополнительные объемы, новые рабочие места и уверенность в том, что у завода и  у коллектива есть будущее. А это главное.
Главное – человек
На  защите всех прав и интересов работников стоит первичная профсоюзная организация и ее председатель Сергей Писарев. Здесь неукоснительно выполняются все условия коллективного договора. Работники получают дополнительные оплачиваемые отпуска за стаж работы в отрасли. Предусмотрены дополнительные выплаты при выходе на заслуженный отдых и при рождении детей. Дети работников получают льготные путевки в детские оздоровительные лагеря, обязательно – новогодние подарки, для них организовываются новогодние утренники. 
Средняя заработная плата на заводе сейчас доходит до 28-30 тыс. рублей, выплачивают ее регулярно, два раза в месяц. Серьезное внимание на заводе уделяется охране труда и промышленной безопасности. В классе, оборудованном компьютерной техникой, рабочие и ИТР изучают охрану труда и промышленную безопасность, здесь же сдают итоговые  экзамены. В соответствии с требованиями проводится специальная оценка условий труда, приобретаются средства индивидуальной и коллективной защиты, проводятся медицинские осмотры. 
Особая гордость предприятия  – рабочие династии. Семья Плехановых отдала заводу в общей сложности 128 лет. Начало династии положили Ефросинья Михайловна и ее сын Виктор Иванович, они трудились еще на строительстве завода. Не по одному десятку лет связаны  с ЖБШ супруга Виктора Ивановича – Нина Александровна и ее отец – Звозников Александр Ильич. Позже, повзрослев, на завод пришли дети, внуки Плехановых. Завод стал «семейным» предприятием для Величко, Кисеевых, Ашихминых, Устюжаниных-Краснокутских-Лощенко. По существу, весь завод, все его поколения за 50 лет стали одной большой крепкой и дружной семьей, где все радости, все победы и все трудности делятся поровну  на всех. И это одно из главных достижений трудового коллектива за его полувековую историю.
…Бегут, спешат, стучат колесами поезда: станции, вокзалы, встречи, расставания. Как это просто, как привычно. Мы и не задумываемся над тем, что всего этого просто не было бы, если бы каждый день не выходили на линию рабочие-шпальники и не начинали свою работу – трудную, но очень ответственную и важную. Это благодаря и им мы спокойно садимся в поезд и отправляемся в путешествие. Так скажем же за это большое спасибо каждому работнику, каждому специалисту в отдельности  и всему коллективу вместе. А еще поздравим с юбилеем и пожелаем, чтобы новый  день у завода был светлым, успешным, надежным.
Нам имя – рабочий класс! обновлено: 13 ноября, 2017 автором: Администратор

КОММЕНТАРИИ:

comments powered by HyperComments