Светлое счастье Николая

Светлое счастье Николая

Родился Николай Миронович в 1926 г., когда набирали обороты два огромной исторической важности события: коллективизация и индустриализация. Первыми под жернов переустройства мира попали крестьяне: они остались без земельных наделов, сеялок, тягла, предметов быта. Установка была четкая: хочешь быть единоличником – будь, но все, что у тебя есть, отдай в колхоз, а свою землю обрабатывай, чем можешь, хотя и земли-то уже не было.

У большой семьи Гричаниченко отобрали все, что было.

Разъезжались кто куда, оставляя дворы и дома новым хозяевам. Мирон Гричаниченко с сыном Николаем далеко не уехали. Куда ехать-то с больной ногой? Обосновались в х. Черединовском.

В дом к ним в то время пришла еще одна беда. Из семьи ушла мать Николая, не смогла жить с нелюбимым мужем, не посмотрела даже на сына. Растила Николая его тетка – Мария Твердохлебова, забравшая его к себе в Майкопское. Учила, воспитывала, лепила из мальчика доброго, хорошего, трудолюбивого человека. У Марии было двое своих сыновей – Павел и Самуил, пропавший в годы военного лихолетья. Когда Коле исполнилось 9 лет, к себе в Черединовский его забрал отец. То ли устав менять дома и обживаться каждый раз в новом месте, то ли от обиды, мальчишка собрался, потуже подпоясал пальтишко и отправился в с. Гулькевичи, к матери. Как добирался, отдельная история, но женщина, встретив сына ласково, накормила, обогрела, а утром отправила назад к отцу. Не заладилось что-то с материнской любовью. Вместе с отцом налаживали быт, хозяйствовали, когда неожиданно на всех жителей Страны Советов обрушилась война.

Первая профессия  

На фронт Николая не взяли: не подходил по возрасту, но ему вполне по силам была тяжелая мужская работа в тылу. Убирал выращенный урожай, пока не подошел близко фронт, развозил воду работникам огородной бригады. А затем вместе со всеми жителями села копал противотанковый ров. С его помощью надеялись остановить фашистов, но гитлеровцы обошли село стороной, и ров не смог им помешать.

Он, кстати, до сих пор окружает Майкопское кладбище, как незаживающая рана военной поры.

Оккупировавшие территорию гитлеровцы установили свой порядок и всех заставили работать. Восстановили машинно-тракторную станцию, и Николая поставили к станку учеником токаря.

Оккупация длилась недолго, советские войска постепенно освобождали каждый уголок кубанской земли.

Надо было жить дальше, восстанавливать разрушенное хозяйство.

Николай Гричаниченко так и трудился токарем в МТС, оттачивал мастерство, овладевал профессиональными тонкостями под строгим началом односельчанина Яковенко, который спуску мальчишкам не давал, а спрашивал за каждую промашку.

Мальчишки, которым хотелось играть в футбол, прыгать, шалея от запаха весны и свежей земли, были вынуждены по много часов стоять у станков, вытачивая детали, чтобы до начала сельхозработ отремонтировать технику. И чтобы ребята не так чувствовали усталость, им прислали для развлечения агитбригаду из девчонок-школьниц. Пока парни вытачивали детали и гремели ключами да железками, девчата выбивали им чечетку или читали стихи. Так и работали все вместе, строя новую жизнь.

Пришло время идти на службу в армию, Николай Гричаниченко попадает служить в Среднюю Азию. Там ему довелось увидеть и почувствовать, как уходит из-под ног земля, трескается, перекручивается, идет волнами. Это было большое ашхабадское землетрясение…

5 лет служил в местах,

разительно отличавшихся от родных кубанских просторов, куда отчаянно тянуло, по которым скучал и которые из дальней дали казались еще лучше, краше, роднее и желаннее.

Оставаться где-то после службы Николай даже не думал, очень хотелось домой. В руках были настоящие мужские профессии токаря и слесаря (слесарничать научился в армии).

Можно было и о семье

подумать.

В начале большого пути

Встречали Николая практически всем селом. За годы его службы здесь многое изменилось, преобразилось. Николай Миронович вернулся в свою родную МТС, где еще мальчишкой стоял у токарного станка.

В 1952 г. встретил Николай Гричаниченко свою судьбу Валечку-Валюшу. Познакомились они в парке. В то время это было место, где молодежь гуляла, танцевала, отдыхала и знакомилась. Николай договорился встретиться с парке с двоюродной сестрой, чтобы пойти погулять. Сестра привела с собой подругу Валентину, так и пошли гулять вместе. И вместе, рука об руку, идут по жизни уже больше 60 лет. Но семья сложилась не сразу, в то время было не принято торопиться, поэтому встречались два года, а только потом сыграли свадьбу.

Обосновались в с. Гулькевичи, получили план под строительство на ул. Курганной, где в то время стояло всего три дома, Гричаниченко стали строить четвертый. Улица эта была особенной: на ней селились семьи механизаторов и комбайнеров, хатки строились все одинаковые, из двух небольших комнат. Помогали в строительстве все соседи, вместе делали саман, потом потолки, крыши. В то время Николай Миронович уже работал на гулькевичском заводе ЖБИ-4, но теперь уже слесарем. Человек всегда он был активный, деятельный, поэтому сразу влился и в трудовой коллектив, и в общественную жизнь. Многие годы на своей улице Курганной был квартальным, помогал соседям решать различные житейские вопросы. Так, всей улицей тянули трубы для водопровода, помогали ставить столбы для уличного освещения, делали дворовые подъезды. И его слово во всем было решающим: квартальный сказал – надо делать. Авторитет у него был непререкаемый. Вроде бы все устраивало Николая Мироновича в его жизни: любимая жена, замечательные дети: сын и дочь, общественная работа. В их доме гости бывали очень часто, жена Николая Мироновича Валюша оказалась хозяйкой замечательной, гостеприимной. Многие приходили к ним, как в настоящую библиотеку, ведь книг в семье всегда было много, читать любили все. Все бы, казалось, хорошо, только томилась душа. И понял, наконец, Николай Гричаниченко, в чем причина: хотелось вновь встать за токарный станок, чтобы своими руками давать жизнь новым деталям, агрегатам.

Николая Гричаниченко с удовольствием взяли токарем в ДСУ-7, где он отработал 16 лет до ухода на пенсию. Портрет передовика производства Н.М. Гричаниченко до 1986 года долгие годы украшал Доску Почета предприятия, где к нему относились с особым уважением. Он помнит всех, с кем работал, гордится своим предприятием, ставшим для него на полтора десятка лет родным. Знаменитый гулькевичский художник Александр Данилович Исаенко, которого уже, к сожалению, нет в живых, тоже работавший когда-то в ДСУ-7, написал портрет Николая Мироновича Гричаниченко, и в семье его берегут как дорогую реликвию.

Работая в дорожном предприятии, квартальный Гричаниченко много сделал для своей улицы Курганной, а помогал ему в этом директор ДСУ-7 А.С. Канн, выделяя технику, гравмассу, асфальт. К Николаю Мироновичу и его супруге Валентине Григорьевне до сих пор все соседи относятся с уважением, хотя среди них уже много тех, кто переехал на улицу не так давно.

У супругов Гричаниченко есть уже внуки, и правнуки, которые радуют бабушку и дедушку своими успехами, есть дети, оберегающие их своей любовью, и есть семья, где вместе переживаются все трудности и радости. Кстати, 23 ноября, Николай Миронович и Валентина Григорьевна отметят 62 годовщину совместной жизни. И пусть это не юбилей, но дата достойная и красивая. Каждый строит на земле свой мир; получает свои порции горестей и радостей. Одни проживают жизнь в тоске и печали, другие, как Николай Миронович и Валентина Григорьевна, с улыбкой и оптимизмом. И счастье у каждого свое. У них оно свое, особое, светлое…

На снимках: историю района делали рабочие руки; Н.М. Гричаниченко с супругой Валентиной и дочерью Татьяной.

Фото автора.

Светлое счастье Николая обновлено: 30 сентября, 2013 автором: Администратор

КОММЕНТАРИИ:

comments powered by HyperComments