Отчего грустят курганы

Отчего грустят курганы
А началась экспедиция нашей небольшой группы в составе местной жительницы хутора краеведа-исследователя Галины Донцовой, специального корреспондента газеты «Кубанские новости» Дениса  Батова, а также журналистов районной газеты 
«В 24 часа» с газетной публикации под заголовком «Солнце всходит на востоке». В ней  
Г.В. Донцова рассказала читателям о пяти курганах, о которых она знала. Галина Владимировна высказала беспокойство о том, что четыре кургана уже распаханы, так как земля вблизи хутора Духовского, где она проживает, активно возделывается под сельхозугодья. Мощная техника метр за метром распахивает и курганы, которые до сей поры никем не обследованы, и прежде всего, учеными-историками. А значит, мы, жители района, никогда не сможем узнать тайну этих курганов.
В том, что они могут рассказать многое об истории заселения этих мест, нет сомнений. Специалисты могли бы точно определить их возраст, ответить на главный вопрос: являются ли курганы культовым сооружением, где молились древние племена солнцу, либо это захоронения богатых соплеменников или вождей племени?
Нашли!
…И вот небольшая группа людей пешком через лесополосу направляется теперь к единственному в этих местах нераспаханному кургану. Первое впечатление такое: курган почти рядом с дорогой и пройти к нему легко. Но это оказалось ошибочным мнением: чем ближе мы подходим к кургану, тем он отодвигался все дальше и дальше. Просто курган достаточно высокий – предположительно высотой с трехэтажный дом. Тропинка ведет мимо заброшенного кирпичного завода. Раньше здесь местный колхоз изготавливал кирпичи для строительства жилых и хозяйственных построек, а также черепицу. Огромный котлован до сих пор хранит пласты необычной красной (гончарной) глины.
Делаем предположение, что местным жителям сильно повезло: сырье не надо было везти издалека – все  рядом, буквально под рукой. Жаль, что завод заброшен, а в 50-60-е годы он был, видимо, в самом расцвете. Но сегодня наша цель другая – исследовать курган. Конечно, не углубленно, как это делают специалисты, а хотя бы визуально осмотреть его. Под ногами похрустывают подмерзшая  земля и хворост. Вот уже преодолены самые трудные метры пути, и мы на минуту останавливаемся, пораженные красотой кургана. 
Теперь четко видно, что порос курган небольшими деревьями дикого терна, высокой травой. Она пожелтела и мягким ковром покрывает курган. Со стороны дороги, откуда мы пришли, курган высокий, взобраться на него трудно. Мы выбираем путь чуть полегче, обходим курган с другой, более пологой стороны, там, где видны заброшенные установки для мелиорации ближайшего поля. Здесь земля бугристая: похоже, кто-то копал почву, но совсем неглубоко и, видимо, безрезультатно. Поднимаемся наверх, откуда местность видна как на ладони. Просматривается даже лесополоса, протянувшаяся вдоль реки Кубани. 
Замечаем, что верхняя точка кургана обозначена металлическим прутом. Это, скорей всего, географическая метка, ничего общего не имеющая с историей кургана. Но площадка наверху кургана довольно просторная около 40 метров и плоская. Возможно, что именно так и надо было насыпать курганы, чтобы в глубине скрыть место погребения богатого вождя племени… Впрочем, это только наши предположения. Но ощущение, которое мы испытываем на кургане, у всех одинаковое: чувство причастности к истории, которая так и требует раскрыть неизвестное… Это чувство настолько нас захватывает, что осторожно спустившись к подножию кургана, неожиданно видим среди распаханной земли несколько темно-коричневых черепков.
«Ура!!! Находка!!!» – торжествуем, не в силах понять, что мы действительно обнаружили артефакты. Совсем неважно, что эти осколки были кувшином древней эпохи, а не бронзовой бляшкой или бронзовым браслетом, но все-таки находка интересная. И она на самом деле подтверждает, что в древнем кургане что-то захоронено или кто-то…
Возможно, эта находка привлечет к кургану вблизи хутора Духовского археологов или специалистов из краевой организации «Наследие Кубани». Они уже находили древние городища и стоянки меотов, древнего народа, обитавшего на землях нынешнего села Отрадо-Ольгинского. Теперь у них есть и другой адрес для исследований – хутор Духовской.
Будем знать
Возвращаясь из своего небольшого похода, мы всю дорогу спорили: а нужно ли вообще беспокоить курганы и древний прах? Но в конце концов пришли к убеждению, что молчать о находках не стоит. Обидно, когда наши дети и внуки, восхищаясь американскими блокбастерами, совсем не знают собственную историю страны, людей, которые осваивали кубанские степи и прибрежные территории.
А еще нас сильно обрадовала новость о том, что для учащихся местной школы будут организованы экскурсии по историческим местам.
…Дома открыла огромный том «История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца 18 века», изданный в 1988 году Академией наук СССР под редакцией академика Б.Б. Пиотровского, и на страницах 72-87 в главе «Племена Северного Кавказа», похоже, нашла ответ на вопрос, кто же покоится в кургане бронзового века?
 «На основании археологических исследований, территория, занятая меотами, очерчивается в следующих границах: на западе – Азовское  море, на юго-востоке – Черное море. Южная граница шла по северному склону Кавказского хребта; в степной части меоты граничили с савроматами, на востоке же граница расселения меотских племен доходила до Ставропольского плато (район нынешней станицы Темижбекской). Далее по правобережью Кубани вплоть до станицы Прочноокопской меотских городищ нет. По реке Уруп и восточнее ее впадения, по реке Кубани жили племена, этнически родственные меотам».
Нетрудно догадаться, что меоты, городище которых было случайно раскопано несколько лет назад на одной из улиц села Отрадо-Ольгинского во время строительства уличного газопровода, и отдельные захоронения, обнаруженные на улице Прикубанской  хутора Духовского (о чем писала газета «В 24 часа» в №136 от 2 декабря 2017 года), указывают на то, что меоты жили в пограничной  территории и обязаны были быть всегда начеку, опасаясь за свою жизнь. Кто мог прийти к ним со степи и угрожать им? Возможно, кочевые племена. Ведь находки указывают, что в древних ямах и глиняной посуде хранилось зерно. Видимо, в окрестностях современного хутора Духовского жили как раз оседлые племена меотов, древние земледельцы. Облюбовали они места по нижнему течению степной реки, по ее левым притокам неспроста. Известно, что по более высокому берегу реки Кубани древние городища меотов тянутся почти непрерывной цепью – от станицы Марьинской и далее на восток до станицы Темижбекской, где Кубань делает резкий поворот на запад. От хутора Духовского до станицы Темижбекской рукой подать…
Значит, ничего удивительного нет, что в хуторе Духовском на улице  Прикубанской в одном из дворов обнаружили два скелета древних людей, которые лежали на боку, и жители сделали вывод: люди погибли насильственной смертью. Возможно, они не успели защититься от набега степных кочевников…
Интересно, а чем, кроме земледелия и скотоводства, занимались меотские племена?
Исследователи полагают, что одной из важных отраслей хозяйства меотов являлось рыболовство. Меоты применяли как сети, так и крючковые снасти. В низовьях Кубани главное промысловое значение имели судак, осетровые, сазан, в средней Кубани еще и сомы.
 «Несмотря на преимущественно земледельческий характер занятий меотов, у них довольно рано отмечается развитие ремесел и промыслов, характерных для данной эпохи, – сообщают авторы книги. – В раннемеотское время в основе общественного строя у племен  Прикубанья лежит родоплеменная организация, низшим социальным звеном которой является семья. С развитием производственных сил, торговли, войн происходит накопление богатств в руках отдельных семей, дальнейший рост имущественных неравенств. Основная часть меотских племен пребывала на ступени «военной демократии» с присущим ей племенным делением, главенством вождей и наличием военной дружины вокруг них, противопоставляемой рядовым общинникам. Из Прикубанья шли зерновой хлеб, скот, кожи, шерсть, рыба…»
Хотя курган Духовской и лежит вдали от так называемого Золотого кладбища, расположенного между современным городом Усть-Лабинском и станицей Казанской, он тоже может многое рассказать исследователям. Уверены, что вскоре мы еще услышим об интересных находках археологов и сможем сообщить о них читателям районной газеты.
Отчего грустят курганы обновлено: 5 марта, 2018 автором: Администратор

КОММЕНТАРИИ:

comments powered by HyperComments