Не так страшен ЕГЭ…

Не так страшен ЕГЭ…
ЕГЭ, формы его проведения, задания постоянно меняются, при этом учитываются различные мнения и предложения педагогов, родителей, детей. Важно, что появилась возможность исправить неудачный результат и получить аттестат о среднем образовании, а не справку, как это было несколько лет назад. Детей перестали натаскивать на умение выбирать правильный ответ, научили думать, в полном объеме осваивать программу и работать на результат.
В экзамены стали вводить устную часть, помогающую проверить, как ребенок умеет излагать свои мысли, знания материала. Устная часть уже используется при сдаче иностранного языка. Постепенно она появится в других предметах гуманитарного цикла. Специалисты министерства образования утверждают, что в три последующих года никаких изменений в ЕГЭ не будет. Значит, можно полагать, что форма государственной аттестации приблизилась к идеальной, удовлетворяющей большую часть общества.
ЕГЭ глазами учителей
Светлана Константиновна Еловенкова, бывший работник управления образования:
– Начался эксперимент по изменению итоговой аттестации в 2001 г. в Ростовской области, к нам на Кубань он пришел два года спустя уже неплохо «обкатанным». Учителей на семинарах и конференциях тщательно готовили к проведению ЕГЭ. Первый опыт был непростым, он пугал и педагогов, и родителей, и детей. Но деваться было некуда: в крае было утверждено проведение эксперимента по введению ЕГЭ, определены предметы для сдачи: математика (в обязательном порядке), русский язык, химия, биология (по выбору). Русский язык сдавали всегда, но ученик самостоятельно мог выбрать форму экзамена: в виде ЕГЭ или письменного. Первоначально действовала система «плюс один» балл. Это означало, что если выпускник получал «неуд», а в году у него была удовлетворительная оценка, ему добавляли резервный балл, и он получал аттестат. С помощью дополнительного балла можно было улучшить полученный результат до «четверки».
В 2005 г. ЕГЭ уже проводился по 5 общеобразовательным предметам: математика и русский стали обязательными, химия, физика и биология сдавались по выбору. Еще через год, в 2006 г., добавилась география по выбору. Очередные новшества наступили в 2008 г. Обязательные дисциплины остаются без изменений, а к экзаменам по выбору добавляется обществознание и история, в следующем, 2009 году, статус эксперимента исключается, равно как и дополнительный балл, в штатном режиме выпускники сдают 13 дисциплин. В этом же году впервые были проведены экзамены по литературе, информатике, английскому, немецкому и французскому языкам. К этому времени учителя и ученики научились понимать, что залог успеха – это постоянная, кропотливая работа. Позади остались перестроечные тревоги, непонятные моменты.
ЕГЭ становится основной формой итоговой аттестации. Освобождаются от сдачи ЕГЭ выпускники с ограниченными возможностями, девиантным (опасным) поведением, ребята из мест лишения свободы.
Ирина Владимировна Блем, учитель русского языка и литературы I категории средней школы №12 с. Майкопского; член экспертного совета ОГЭ (итоговой аттестации 9-х классов):
– О реформировании школьного образования заговорили еще в 1997 году, начали поэтапно внедрять систему тестирования. Когда в школы пришел единый госэкзамен, тест по русскому языку включал в себя часть «А», знаменитую «угадайку», с помощью которой можно было получить неплохой результат. В части «В» было 8 заданий уже более сложных, часть «С» требовала написания сочинения-рассуждения. В такой форме итоговая работа просуществовала до 2015 г. С  минувшего года она изменилась. Сейчас в тесте 25 заданий и сочинение-рассуждение. Работа уменьшилась в объеме из-за того, что нет «угадайки», но стала серьезней: требуются развернутые ответы на вопросы, с помощью которых проверяется глубина знаний, их качество. Нужны и объемные знания по литературе, без них не написать сочинение-рассуждение.
Обязательное сочинение, появившееся в аттестации с 2014 г., помогает лучше подготовиться к  ЕГЭ и является своеобразным «пропуском» на него. В школьной программе есть замечательные произведения, такие как «Война и мир», «Тихий Дон», достаточно их прочесть и осмыслить, чтобы быть готовым к написанию итогового сочинения. В этих произведениях есть ответы на все жизненные вопросы.
Чтобы получить высокий балл, нужно много читать, слушать учителя, постоянно заниматься, использовать интернет-ресурсы, пробные тесты.
С утверждением, что ЕГЭ не дает возможности для самореализации, не согласна. При хорошей подготовке и высоких баллах можно штурмовать любой вуз, даже самый престижный. Считаю это самым главным плюсом единого госэкзамена.
Наталья Викторовна Наумова, учитель средней школы №4  г. Гулькевичи:
– Нет никаких сложностей при сдаче экзаменов, если работать системно, вдумчиво и не два последних года изучать математику, а серьезно ее учить в течение всех школьных лет. Учебная программа подобрана так, что все необходимые математические знания можно получить на школьных уроках. Недавние нововведения в экзамен: разделение на базовый и профильный уровень облегчают детям подготовку и сам экзамен. Если ребенок не собирается в университет или идет на гуманитарный  факультет, то сдавать сложный профильный уровень ему ни к чему, хватит «базы». Собрался стать «технарем»: инженером, технологом, проектировщиком – шагает на более высокую ступень, занимается подготовкой серьезнее. До разделения итоговая работа была одинаковой для всех и состояла из трех частей: «А» – тестовый характер заданий, «В» – задания без выбора ответов и «С» – задания повышенной сложности. Сами задания тоже видоизменились, не стало тестовой части «А», задачи, уравнения, неравенства ориентированы на практические навыки, т.е. на умение производить арифметические действия и логически мыслить, появились, кроме алгебраических заданий, геометрические. Дети понимают, что результат зависит от них самих, а уже от результата – будущее. Наверное, родители переживают больше. К экзаменам школьников готовят заблаговременно, выполняя пробные задания, они узнают, с чего надо начинать, как заполнять бланк и распределять время.
В общем, учителя сошлись во мнении, что ЕГЭ – это не страшилка, а достаточно глубокая и объективная форма проверки полученных знаний, к тому же он дает шанс на поступление в престижное учебное заведение.
ЕГЭ глазами детей
Константин Иванов, ученик 11 класса СОШ №2:
– В принципе, сама идея проведения единого госэкзамена  совсем неплохая. Главный его смысл, на мой взгляд, заключен в слове «единый», то есть, выпускник одним разом подводит итог всей школьной программы и преодолевает вузовский порог. Несмотря на все нюансы школьного ЕГЭ – не своя школа, не свой учитель, работающие камеры видеонаблюдения, строгая проверка при входе и т.д. – это, пожалуй, чуточку проще, чем совсем незнакомый университет, где раньше абитуриенты сдавали вступительные экзамены. Успешно сданный ЕГЭ – это, конечно, широкие возможности при поступлении – право выбора престижного вуза, больше шансов на поступление, ведь документы сразу можно подать в несколько учебных заведений. Это из плюсов. Но и минусы у ЕГЭ есть, безусловно. Даже если ты хорошо подготовлен, психологическое давление будет сказываться – сама обстановка, о которой я сказал выше, на каждого из нас может подействовать по-разному. Будешь сильно волноваться – напишешь плохо. А ведь второго шанса не будет. Низкие баллы – и дорога в выбранный университет закрыта. Все планы могут полостью измениться, к примеру, парням придется идти служить в армию. Но при всех плюсах и минусах главное – настроиться на успех, и все будет хорошо. Я желаю выпускникам и, прежде всего, своим одноклассникам удачи – хороших всем вариантов и высоких баллов!
Анастасия Прокофьева, ученица 10 класса СОШ №7:
– Единый экзамен нам придется сдавать на следующий год, но уже сейчас мы достаточно хорошо представляем, что это такое. Писали пробные работы, причем не единожды, кстати, практически все в нашем классе преодолели порог успешности; те, кто хорошо учится, получили высокие баллы. Это обнадеживает, мы понимаем – при хорошей подготовке, реально добиться высоких баллов.
Чтобы результат ЕГЭ не стал неприятным сюрпризом, нужно много заниматься, что мы как раз и делаем. Уже все определились с теми предметами, которые будем сдавать, на них, а также на обязательных – русский язык и математику – делаем особый упор. Наши учителя дают нам необходимый материал, мы постоянно прорабатываем задания из единого госэкзамена прошлых лет, многие ребята занимаются дополнительно.
Главное, чтобы не менялись каждый год условия проведения ЕГЭ и правила поступления в вузы. На что мы настроились, то мы и должны преодолеть.
В чем уступает ЕГЭ традиционной аттестации? Наверное, лишь  в одном – каждый ученик более глубоко изучает «нужные» предметы, остальные отходят на второй план.
Десятиклассники в этом году будут особенно внимательно следить за тем, как сдадут ЕГЭ одиннацатиклассники. Учтем их промахи и постараемся не допустить подобных ошибок. А пока всем – ни пуха, ни пера!
Не так страшен ЕГЭ… обновлено: 22 апреля, 2016 автором: Администратор

КОММЕНТАРИИ:

comments powered by HyperComments