Заплатишь больше, поедешь дальше

Выглядит это так: приходишь страховать автомобиль, а тебя прямо-таки заставляют дополнительно застраховать что-нибудь еще, к примеру, недвижимость, здоровье, но чаще всего – жизнь. Без этого полис ОСАГО страховщики не выдают, ссылаются на внутреннее  распоряжение компании или отсутствие бланков. Автовладельцы  сначала вступают в  борьбу, но, как  правило, она ничем не заканчивается, и побежденные водители выполняют условия фирм-страхователей. Делать нечего, ездить-то надо!

Кстати, с жалобами на поставщиков страховых услуг гулькевичане куда только ни ходили, в том числе и в редакцию районной газеты.

Мы пытались разобраться в ситуации, и с одним из наших читателей  даже страховали принадлежащую ему технику.

Сразу скажу, что в одной из страховых компаний с нами разговаривать не стали, сказали, как отрезали: мы работаем только с  юридическими лицами. Мы не обиделись и ушли в другую, благо, рынок услуг большой. В офисе нас встретили с должным вниманием и быстро, без проблем  все застраховали, ничего из дополнительных услуг не предлагали. Наш союзник был очень удивлен, потому что пару часов назад он держал неравный бой со специалистами именно этой компании, доказывая им, что в третий раз страховать жизнь не будет (у мужчины три транспортных средства, одно он уже застраховал с дополнительными услугами). Вся операция прошла на удивление гладко, поэтому мы решили попросить комментарии по поводу сложившейся ситуации. Руководитель одной  из  страховых  компаний  так пояснила ее: «Мы по внутреннему распоряжению компании обязаны продвигать на рынок дополнительные услуги, в частности, страхование имущества, здоровья и жизни. Чаще всего люди страхуют автомобили, поэтому дополнительные услуги мы предлагаем при заполнении полиса ОСАГО. Предлагаем, но не навязываем. Если человек не хочет, то может ничего дополнительно не страховать, это его право».

На словах все права человека вроде бы соблюдаются, а на деле получается несколько иначе.

Что говорит по этому поводу закон? – задались мы вопросом и обратились за практическими советами к адвокатам и сотрудникам прокуратуры.

Заместитель прокурора района Константин Эдуардович Запорожец прокомментировал так: «Если страховщики предлагают услуги – это оферта, допустимое действие для улучшения качества жизни. Однако, следует различать предложение и навязывание. Навязывание запрещено законом о защите прав потребителей: не выдают полис без оплаты дополнительных слуг – ставят человека в  кабальные условия, значит, нарушают закон. В этом случае можно отказаться от заключения договора с этим страховщиком и идти в другую  компанию. К сожалению, путь тернист. В районе не так много страховых компаний и вполне возможно, что они все будут действовать по одному сценарию.

Еще вариант – заключить договор с  требуемыми дополнительными услугами (записать на диктофон или видео  факт навязывания  услуги) и идти в  суд с заявлением, взыскать компенсацию за причинение морального вреда.  Кстати, компании понимают, что в  суд идут не все, потому пользуются тем, что люди не захотят с ними связываться, так  сказать «проглотят обиду».

Адвокаты убеждают: в законе об ОСАГО не предусмотрено дополнительное  страхование. Заставляют оплачивать допуслуги, не выдают полис – пишите жалобу и прямая дорога в суд. Хотя здесь есть свое «но»: нужно получить от страховщика письменный отказ в выдаче полиса 

ОСАГО  без оплаты дополнительных услуг. Скорее  всего, такой отказ  вряд ли дадут, сошлются просто на отсутствие бланков».

Неужели ситуация  совсем безвыходная, и жителям района придется плясать под дудку страховщиков? Выход, оказывается, все же есть.

Защищает права потребителей  юрисконсульт Гулькевичского ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в  Краснодарском крае» Светлана Николаевна Воскобойникова: «В соответствии со ст. 934 Гражданского кодекса  РФ  договор личного страхования может быть заключен лишь с письменного согласия застрахованного лица, а  ст. 395 этого же кодекса  говорит, что  обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону. Иными словами, она является  добровольной и регулируется нормами гражданского законодательства (ст. 958 ГК РФ). По гражданскому законодательству граждане (физические и юридические лица) свободны в установлении своих прав и обязанностей, понуждение к заключению договоров не допускается. Потребитель  по подписанию договора имеет право ознакомиться с предложениями компании, условиями, тарифами, включая предложения по добровольному страхованию (дополнительным условиям).

Если страховщики пытаются отказать в заключение договора  из-за того, что, якобы, закончились бланки,  или навязывают дополнительные услуги страхования при заключении договора ОСАГО, свои обращения гражданам на незаконность действий можно направлять в Главное управление  Центрального банка  РФ по Краснодарскому краю по адресу: г. Краснодар, ул. Короткая, 12, приложив копии всех документов.

Хочу еще раз напомнить: в  случае нарушения ваших прав или если вам необходима помощь в составлении претензионных писем и исковых заявлений, можете обращаться в  Консультационный пункт для потребителей: г. Гулькевичи, ул. Комсомольская, 180, тел. 3-26-61, 8-918-417-48-22. Консультации бесплатные».

 

А между тем…

Не все автострахователи покорно повиновались требованиям страховых компаний. У нас  в районе был случай, когда автовладелец сумел себя защитить.

После  заключения договора ОСАГО с дополнительными услугами мужчина обратился в   головной офис компании по номеру «горячего» телефона и ему вернули часть денег. Сила, как водится, в правде. Главное – ее найти и отстоять.

Заплатишь больше, поедешь дальше обновлено: 15 июля, 2014 автором: Редакция

КОММЕНТАРИИ:

comments powered by HyperComments