Что происходит с водоснабжением, почему резко возросло количество порывов и сбоев системы?
На эти и другие вопросы нам ответил директор муниципального предприятия «Водоканал» В.В. Радченко (на снимке):
– После длительной зимы, мартовских морозов, когда почва промерзла на глубину более метра, произошло резкое повышение температуры воздуха, мощный перепад, что привело к движению грунта и, как следствие, к многочисленным порывам водопроводных труб в земле. Причем, не выдерживают не только старые трубы, лежащие в земле десятилетиями, но и совершенно новые. В течение суток ежедневно в районе происходит более десятка порывов с разными масштабами последствий: где-то без воды остается один частный дом, где-то – многоквартирный, а нередко – и целые улицы.
На нашем предприятии работают всего пять аварийно-восстановительных бригад, несколько единиц спецтехники, которая часто выходит из строя, не выдерживая нагрузок. Поэтому на некоторые вызовы мы просто не в состоянии реагировать настолько оперативно, как того требуют наши абоненты. Порывы столь значительны, что приходится латать или заменять трубы не точечно, а сотнями метров или даже километрами, как это произошло, например, в п. Красносельском на улицах Железнодорожная и Восточная, где мы поменяли около километра труб. Они лежали там с пятидесятых годов, но аномальная ситуация с длительными морозами и температурным перепадом нынешнего года привела к тому, что трубы поразрывало льдом. Мы решили, что целесообразнее поменять сразу километр труб, чем латать их точечно.
На сегодняшний день в целом по краю и в районе ситуация, связанная с порывами водопроводных труб, очень непростая – и для нашего предприятия, и для многих абонентов, однако, она не вышла из-под контроля.
– Владимир Викторович, заменяя старые трубы на новые, возможно ли технически подстраховаться таким образом, чтобы избежать впредь повторения подобной ситуации?
– Да, возможно. И наши специалисты над этим работают. Конечно, трудности возникают из-за отсутствия необходимых средств и нежелания некоторых абонентов ответственно и в полной мере относиться к своим обязанностям. Объясню.
Собственных средств предприятию «Водоканал» не хватает, чтобы заменить сразу все ветхие сети, которые составляют около 70% из 750 км общей протяженности магистральных сетей в районе. В течение года мы заменяем 10-12 км.
В 2011 г. впервые в крае действовали программы, позволяющие поселениям на условиях софинансирования заменять ветхие сети на новые, и мы заменили благодаря этой программе еще 12 км в Отрадо-Кубанском, Кубань сельских поселениях; Красносельском, Гирейском, Гулькевичском городских.
У «Водоканала» есть и другая отработанная схема, предусматривающая долевое участие в работах абонентов: мы приобретаем материалы, прокладываем трубы, а жители выполняют земляные работы, так как с техникой у нас проблема.
Прокладывая новые системы, наши специалисты, естественно, требуют точного выполнения всех технических условий и стандартов. Например, трубы в земле должны пролегать на глубине не менее одного метра, а не 40-60 см, как проложили к своим домам некоторые абоненты, кстати, именно они лишились воды при первых же морозах: вода в трубе быстро замерзла и разорвала сеть.
Кроме того, при замене магистральной трубы в точке подключения к магистрали подводящего к каждому дому водопровода мы требуем от людей оборудовать колодец, но наталкиваемся на их протесты. Жители не желают этим заниматься! А ведь только такие технологические колодцы и достаточная глубина пролегания труб избавят нас от многих аварийных ситуаций, связанных, в первую очередь, с температурными перепадами, а в случаях проблем колодцы помогут специалистам быстро и точно найти места порывов и утечек, устранить неисправности.
– Скажите, а разве строить такие колодцы – обязанность абонента, а не коммунальной службы?
– Да, и об этом говорится в федеральном законе об энергосбережении: место ответственности абонента за содержание и эксплуатацию сети начинается от точки подключения к магистрали. Именно в той точке – врезке в магистраль и необходимо установить колодец. Мы же несем ответственность за магистральную трубу.
Люди вполне справедливо ждуют от нас качественной работы. Мы в свою очередь требуем от абонентов исполнения всех технологических составляющих четкой работы системы водоснабжения в зоне их ответственности, чтобы не допускать ситуаций, подобных тем, какие происходят в нынешнем году. Согласитесь, не только коммунальщики виноваты во всех бедах!
Когда абоненты все делают правильно, согласно проекту, тогда можно и от нас требовать самого высокого качества предоставляемых услуг.
– Владимир Викторович, кроме порывов, на сегодняшний день существует еще одна проблема, актуальная для многих абонентов. После отключения вода идет грязная, с примесями. Нужно долго сливать, чтобы дождаться чистой воды. Неужели нельзя поставить фильтры?
– Такая проблема, действительно, существует. Мы добываем воду из-под земли на глубине около 500 м и отправляем в сеть. Из земли вода выходит чистая, но попадает в старые, ржавые сети. Там невозможно поставить фильтры – система закольцована.
Когда подача воды останавливается, а затем возобновляется, происходит гидроудар, напор поднимает остаток в ржавых трубах и несет его потребителям. Проблема эта, к сожалению, не уйдет, пока постепенно все сети не будут заменены на новые, пластиковые.
– Возвращаясь к нашей основной теме, обозначьте, пожалуйста, все мероприятия, которые «Водоканал» намерен провести, чтобы выйти из сложившейся проблемной ситуации?
– Во-первых, как я уже говорил, это четкое исполнение абсолютно всех требований по эксплуатации и обслуживанию инженерных сетей как со стороны нашего предприятия, так и со стороны всех абонентов.
Во-вторых, сегодня мы уже начали активную подготовку к следующей зиме, и не только в техническом плане. Мы анализируем все аварийные ситуации, составляем план необходимых действий по недопущению их впредь, просчитывая все детали и подготавливая сметы.
Конечно, на все мероприятия требуются денежные средства, которых у «Водоканала» недостаточно. Но мы рассчитываем, что на эти цели поступят средства не только краевых и районных средств, но и поселенческих бюджетов, потому что проблемы водоснабжения стоят наиболее остро именно в селе. Мы обратились к главам всех поселений с просьбой предусмотреть финансовые затраты на мероприятия по подготовке к зиме систем ЖКХ.
Совместными усилиями мы сможем добиться качественного перелома ситуации.
А сейчас, пользуясь случаем, хочу через газету обратиться к нашим абонентам. Нам выпало пережить очень сложный зимне-весенний период. Ранее, даже в холодные весны, когда не было столь продолжительных морозов и резких перепадов температур воздуха, «Водоканал» справлялся гораздо быстрее со всеми аварийными ситуациями. Сегодня все куда сложнее. И в первую очередь, мы спешим ремонтировать там, где без воды страдает большое количество людей – это многоквартирные дома, улицы. Мы справимся. Но без поддержки и понимания абонентов, их ответственного отношения к ситуации нам не обойтись.
Адреса всех порывов и поломок зафиксированы в диспетчерской службе, специалисты приедут ко всем.
– Спасибо за интервью. От души желаю поменьше проблемных ситуаций для вашего предприятия и всех жителей района.
Рубрики: Общество
Нет похожих материалов.
КОММЕНТАРИИ:
comments powered by HyperComments