Пусть музыка звучит, маэстро!

Пусть музыка звучит, маэстро!
В череде январских праздников авторский юбилейный вечер Александра Навойца стал очень заметным событием. В большом зале КДЦ «Лукоморье» – полный аншлаг. Собрались близкие, друзья, певцы, музыканты и многочисленные поклонники. Все они пришли, чтобы окунуться в мир творчества и музыки. Чтобы еще раз услышать давно полюбившиеся мелодии и познакомиться с абсолютно новыми вещами.
И вот гаснет свет, звучат первые аккорды, на сцене высвечиваются двое солистов, исполняющих песню А. Навойца «Музыка пусть льется». Это начало большого праздничного вечера, в ходе которого зрители пройдут творческим путем композитора, заглянут в его юность, перелистают страницы семейного альбома, узнают, над чем музыкант работает сегодня.
Но, как известно, все имеет свое начало. Начало творческого пути А.А. Навойца уходит в далекие 60-е годы, когда он, будучи школьником, серьезно увлекся музыкой. У мальчика проявилось огромное желание освоить музыкальный инструмент и играть. Играть непременно на баяне, потому что в то время это был самый народный и очень любимый многими инструмент. В музыкальную школу юный Саша Навоец ездил в г. Кропоткин, потому что  у нас музыкальной школы тогда еще не было. И первые уроки музыки парень получил в соседнем городе. А это говорит о многом  и прежде всего о серьезности увлечения, о преданной любви к музыке.
Потом была московская военно-музыкальная школа и служба в армии, в одном из ведущих музыкальных оркестров. Казалось бы, сама судьба приготовила хороший подарок – возможность остаться в столице. Но сердце рвалось домой, и он вернулся в  Гулькевичи. Это был 1975 год, время наивысшей популярности вокально-инструментальных ансамблей. Ребята–самоучки, бренчащие на гитарах во дворах, вызывали уважение у ровесников и восторг у девчонок. А тут в городе появляется настоящий музыкант, он тут же был принят на работу в районный Дом культуры руководителем вокально-инструментального ансамбля. Гулькевичская молодежь того времени имя Александра Навойца произносила с подчеркнутым уважением, популярность его как профессионального музыканта и  ансамбля, созданного им, росла с каждым днем. Сцена, концерты, встречи со зрителями, молодежные танцевальные вечера, выступления на праздниках – все это становится его жизнью. В творчество, музыку, работу он уходит полностью, с головой. В 1981 году в Гулькевичи создается новый ансамбль «Ретро» – его организатор и идейный руководитель, конечно же, Александр Навоец. «Ретро» играет джаз, и уже очень скоро завоевывает сумасшедшую популярность среди джазовых коллективов края. Чтобы послушать джаз-музыку, в Гулькевичи приезжает молодежь из соседних городов, популярность джаза растет, растет и уважение к гулькевичским музыкантам.
А тем временем растет и уровень самого музыканта, Александр Навоец заканчивает Астраханскую государственную консерваторию по классу кларнета. Наступает новый виток в его творчестве. Он задумывается над созданием нового джазового квартета. И мечта осуществляется. Появляется квартет «Контур», в его составе молодые увлеченные музыканты и талантливый руководитель Александр Навоец. Основу репертуара коллектива составляют пьесы, написанные самими участниками коллектива. «Контур» много гастролирует, активно участвует в конкурсах и фестивалях, становится лауреатом джазовых фестивалей в Краснодаре, Ставрополе, Днепропетровске, Львове.
В 1999 г. Александр Навоец записал свой первый диск «Песни птицы Гамаюн» – сюиту из одиннадцати пьес в стиле фьюжн на темы древнерусского фольклора, а четыре года спустя появился второй диск – сюита «Девичьи песни», написанная специально для замечательной певицы Марины Теховой.
Творчество Александра Навойца включает различные по стилю и жанрам сочинения: произведения для симфонического оркестра, для хора и оркестра, камерные, вокальные и инструментальные сочинения, произведения для различных инструментов и ансамблей, джазовые пьесы, сочинения для детей, музыку к спектаклю, множество песен.
… Вечер продолжался, и мы с удовольствием слушали сочинения, написанные в разные творческие периоды, различные по жанрам и направлениям. Вот звучит пьеса «Октябрь», солируют Наталья Шалагина – флейта и Александр Жиров – труба. Далее  в программе две пьесы для двух баянов в сопровождении ансамбля народных инструментов – «На завалинке» и «Лирический вальсок». На сцене дуэт «Наигрыш» в составе юных Николая Дружинина и Стаса Белашева в сопровождении народного ансамбля «Педсовет» деткой музыкальной школы.
Зал долго аплодирует, благодарит исполнителей и не желает их отпускать. А тем временем сам музыкант начинает говорить о своих коллегах по сцене, о друзьях. И делает это с большим уважением, с искренней любовью.
– Выбор исполнителя часто определяет форму и стилевые особенности сочинения, так как любому автору естественно хочется услышать свое творение. Поэтому, как  правило, когда я пишу музыку, я уже представляю исполнителя. Мне посчастливилось работать с прекрасными артистами с самого начала сочинительской деятельности. Свой первый цикл «Пять русских песен» я написал для Валентины Мамай, солистки Кубанского казачьего хора, которая работала у нас в ДК, ныне, к сожалению, уже покойная. Выступая с Валентиной, мы выиграли конкурс молодых композиторов Кубани.
Много теплых слов хочется сказать в адрес Елены Петровны Архипенко, для которой был написан вокальный цикл на слова П. Верлена. С этим циклом в  свое время мы выступали на пленуме Союза композиторов в краевой филармонии и были прекрасно встречены.
Для Марины Теховой был написан цикл «Девичьи песни». Марина не только замечательно реализует мои творческие замыслы, но и нередко выступает их инициатором. Я с удовольствием пишу для Марины, и мне приятно сознавать, что я могу быть ей полезен в ее нелегком и таком нужном деле сохранения музыки наших предков. Много лет рядом со мной работает и радует нас своим творчеством Наташа Головинская, для которой я написал вокальный  цикл на стихи Марины Цветаевой и еще много различных песен. Среди моих друзей – прекрасные певцы Сергей Доля, Эрик Саркисян, ансамбль «Калина», Виктор Урусов и, конечно же, Александр Фисун, с которым нас  связывает особенно долгая творческая дружба. Саша – первый исполнитель гимнов города и района, а также нескольких песен на слова Заслуженного работника  культуры РСФСР, Почетного гражданина нашего района Евгения Степановича Смыка. Александр Фисун участвовал и в исполнении кантаты «Плач кукушки» на стихи Василия Скрипкина, которая впервые была исполнена на торжествах в честь 70-летия Победы. Мое творчество было бы неполным, если бы я не сотрудничал ранее и по сей день с моими друзьями Владимиром Штокманом и Иваном Кайбом, которые сейчас живут за границей; с Василием Петровичем Скрипкиным, Вадимом Николаевым, Оксаной Ким, Владимиром Табаковым, Сергеем Олейниковым, не могу сегодня не вспомнить добрым словом и нашего поэта Вячеслава Головина, к сожалению, так рано ушедшего от нас…
Александр Фисун и Марина Техова, кстати, приехавшая из Москвы специально по случаю авторского вечера А.А. Навойца, также появились на сцене и подарили зрителям прекрасные минуты соприкосновения с  высоким искусством. В исполнении Александра Фисуна прозвучал романс на стихи Сергея Есенина «Вечером синим», а Марина Техова исполнила две песни, одну из них в стиле фолк-рок «Вы белила – румяна мои» на стихи Николая  Клюева; вторая – «Колыбельная» из цикла «Девичьи песни». Это было потрясающе.
Вечер авторской песни подошел к  концу, зрители восприняли его на одном дыхании, еще и еще раз убедившись, как богата земля гулькевичская настоящими талантами. Зал от души благодарил маэстро своими аплодисментами, цветами и пожеланиями – создать еще много хорошей музыки.
Особый шарм в юбилейный вечер внесла и ведущая – Людмила Высоцкая, представив музыканта и его творчество во всей полноте – ярко, красиво, выразительно.
Пусть музыка звучит, маэстро! обновлено: 29 января, 2016 автором: Редакция

КОММЕНТАРИИ:

comments powered by HyperComments