Сила казака – в семье и традициях

Сила казака – в семье и традициях
После сорока дней с момента рождения мать, прочтя очистительную молитву, возвращалась к обычной жизни, а отец надевал на младенца портупею от шашки, шашку придерживал своей рукой, сажал малыша на коня, а потом возвращал матери, поздравляя ее с казаком.
Когда у ребенка прорезывались зубы, отец и мать сажали его на лошадь и везли в церковь служить молебен Иоанну-воину. Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а пятилетние – скакали по степи.
Главной казачьей традицией было крещение младенца и выбор крестных (духовных) родителей. К выбору восприемников (крестных отца и матери) подходили серьезно. Во многих случаях крестные несли за ребенка большую ответственность, чем отец и мать. Если ребенок рождался болезненным или с физическими недостатками, платил за него для найма замены родной отец. Но если парубок рос  гуленистым, плохо работал, любил играть в карты, проигрывая при этом деньги, или хуже того, был замечен  пьянстве, не ходил к исповеди – штрафовали и порицали крестного отца. Значит, он плохо заботился о духовном воспитании своего крестника, о его душе, не привил ему моральных качеств и нравственных ценностей. Пятно позора ложилось на голову крестного, и исправить ситуацию мог только он сам, наставив юношу на путь истинный. Крестный должен был обучать крестника воинскому искусству, ремеслам и верховой езде.
Крестная мать обязана была следить за духовным развитием своей крестной дочери, учила ее рукоделию, помогала готовить приданое. Особая ответственность возлагалась на крестных родителей, если их крестник становился сиротой. Они опекали его, следили, как живется сыну или дочери с  отчимом или мачехой. Если видели, что с ребенком плохо обращаются новые родители, могли без особых разговоров и увещеваний забрать его к себе в семью и воспитывать наравне со своими детьми.
Поскольку при крещении малыша крестные родители дают обет научить его вере, заботиться о том, чтобы он жил по-христиански, то к ним предъявляли требования особого рода. В крестные никогда не брали мужчин и женщин, которые имели легкие взгляды на жизнь или порочное поведение, не соблюдали традиций и законов, плохо относились к  старшим.
Крестных родителей почитали и любили наравне с родными, всегда приглашали на семейные праздники, часто навещали, приносили подарки и гостинцы, внимательно слушали советы и наставления. А крестные молились за своих крестников так же, как и за родных детей.
Чем больше уважали и почитали казака, тем больше у него было крестников. И для каждого он находил место в своей душе и сердце. Иногда духовное родство было крепче кровного. 
К духовному братству и крепости семейных традиций можно отнести и еще один древний казачий обычай – побратимство. Как правило, побратимами становились люди, прошедшие вместе через серьезные испытания, долго знающие друг друга, пережившие какие-то особые невзгоды.
Побратимы имели особые обязанности. Обычай этот древний, и долгое время сохранялось требование к побратиму: если он не был женат, то в случае гибели женатого друга обязан был взять в жены его вдову и воспитывать его детей, как своих. Со временем это требование ушло, но осталась обязанность побратима первым приходить на помощь даже без зова, отдавать все силы и средства. До сих пор побратим, в случае смерти своего духовного брата, обязан помогать его семье, заботиться о родителях и детях. Обряд братания очень трогателен и красив. На рассвете двое казаков идут в степь или на курган, становятся на колени и ждут восхода солнца. Когда солнце показывается из-за горизонта, меняются нательными рубахами и крестами. После этого, стоя на коленях, читают молитву «Символ веры», положив друг другу руки на плечи, затем идут вместе в храм к исповеди и причастию. Никаких клятв казаки не произносят, и то, что они стали побратимами, окружающие могут и не знать.
Казаки верили, что в Царствии Небесном побратимы соединятся и на Страшном суде будут вместе отвечать за свои земные дела и поступки, будут нести равное наказание, потому что с момента братания стали одним человеком, единым целым, любя побратима больше себя.
Такие обычаи помогали казакам стать сильным крепким братством, выковывали бесстрашных воинов, храбрых защитников, помогали справляться с житейскими трудностями. У казаков дружба – обычай, товарищество – традиция, гостеприимство – закон.
Материалы публикуются при финансовой поддержке Федерального агенства по печати и массовым коммуникациям.
Сила казака – в семье и традициях обновлено: 14 декабря, 2015 автором: Администратор

КОММЕНТАРИИ:

comments powered by HyperComments