Как комсомольцы тростник убирали

Как комсомольцы тростник убирали

У 84-летнего гулькевичанина – главного инженера ФГБНУ «Первомайская СОС» Анатолия Павловича Хорошева в жизни происходило много удивительных событий. И одно из них – длительные рабочие поездки в середине шестидесятых годов на далекий остров революции и свободы в Республику Куба.

В те годы лишь немногие специалисты разных отраслей хозяйства по поручению комсомола и партии были удостоены чести помогать дружескому кубинскому народу укреплять его экономику и военную мощь.
Старый комсомольский билет 1956 года, пожелтевшие фотографии с кубинскими коллегами и друзьями, почетные грамоты от ЦК ВЛКСМ за активное участие в проведении первой и последующей уборок сахарного тростника в Республике Куба, а еще масса ярких впечатлений и воспоминаний о далекой поездке – все это бережно хранит в папке, альбоме и в памяти наш земляк Анатолий Павлович.
В те годы он работал механизатором, а затем инженером в свеклосовхозе «Хуторок» Новокубанского района, которым тогда руководил Герой Социалистического Труда И.С. Карамнов. Вся страна следила за развитием советско-кубинских отношений. Весной 1963 года лидер республики Фидель Кастро в ходе своего первого визита в нашу страну заручился реальной поддержкой по механизированной уборке сахарного тростника – основного экспортного продукта Кубинской Республики, которая в то время попала в тиски экономической блокады со стороны США.
Столетиями кубинцы убирали сахарный тростник вручную, рубили его мачете. Причем во время сафры, а так на Кубе называется полугодовая тростниковая страда, на плантации выходило практически все мужское население. Куба остро нуждалась в современной технике. И в 1963-1964 годах специалисты Всесоюзного института сельхозмашиностроения, Ростсельмаша и Люберецкого завода сельхозмашиностроения им. А.В. Ухтомского разработали необходимую модель комбайна, а окончательная доработка его конструкции была поручена люберецкому предприятию, откуда опытные образцы отравись на Кубу. Вместе с комбайнами в длительную зарубежную поездку снарядили и наших лучших специалистов: механизаторов, инженеров, в числе которых был и Анатолий Хорошев.
– Сначала мы в течение месяца на люберецком заводе осваивали новые, непривычные для нас тростниковые комбайны, – вспоминает Анатолий Павлович. – Нас было 262 специалиста из четырех регионов Союза – Краснодарского края, Ставрополья, Ростовской области и Украины. И когда мы научились безошибочно использовать и ремонтировать новую технику, то отправились на Кубу. Из Ленинграда к Острову свободы мы плыли 15 суток. И там нас ожидали горячие трудовые будни в непривычном климате с ноября по май следующего года – столько времени на Кубе длится уборка тростника.
Анатолий Павлович помнит буквально в деталях, как он вместе с коллегами сначала собирал воедино тростниковые комбайны, которые во время транспортировки находились в разобранном виде. Собранная техника достигала пятиметровой высоты, она была мощной, надежной, наши инженеры этим по праву могли гордиться. Однажды кубинский лидер сказал: «Решена основная экономическая проблема Кубы – возможность производить 10 млн тонн сахара в год. Мы видим, как работают эти машины. Их эффективность кажется невероятной!»
Советские инженеры на острове трудились с кубинцами рука об руку, оказывали техническую помощь, если требовалось, то устраняли неполадки тростниково-уборочной техники и регулярно ездили в Гавану с отчетами, потому что Фидель Кастро лично держал ситуацию под контролем. Он от души и всегда очень эмоционально благодарил советских специалистов, горячо поддерживал дружбу с нашей страной. У Анатолия Павловича остались фотографии, на которых он и его коллеги вместе с кубинским лидером. Уникальные кадры!
Во время сафры всем приходилось, конечно же, нелегко: не все поля оказались пригодными под машинную уборку, к тому же тропический кубинский климат не лучшим образом влиял на технику и людей. Первые тростниковые комбайны были экспериментальными, что-то было не учтено, где-то техника давала сбой. Однако вместе с советскими комбайнами на тростниковые плантации шагнула эра цивилизации, у истоков которой стояли наши передовые механизаторы и инженеры, один из которых – наш земляк, гулькевичанин. Ему довелось побывать на тростниковой страде и во второй раз, два года спустя, в 1966-1967 г.г.
До конца 60-х годов из нашей страны в Кубу было поставлено более 700 прицепных комбайнов, каждый из них заменял труд около сотни рубщиков. После кубинских командировок инженеру Анатолию Павловичу Хорошеву было предложено работать в министерстве г. Москвы, потому что кубанский специалист показал себя хорошим профессионалом своего дела и надежным товарищем. Но всем на удивление наш земляк не захотел поменять Кубань на столицу и вернулся в родной совхоз.
В Гулькевичский район семья Хорошевых приехала в 1983 году. Здесь Анатолий Павлович в разные годы работал в ДРСУ, затем в ДСУ-7 откуда ушел на пенсию. А теперь работает в Первомайской СОС и уверен, что любимая работа способствует улучшению здоровья и долголетию. За свою долгую трудовую жизнь Анатолий Павлович был награжден орденом Трудового Красного знамени, множеством почетных грамот и благодарностей, он удостоен звания «Лучший кукурузовод СССР».
Но главным своим богатством считает, конечно же, свою семью.
Кстати, у Анатолия Павловича уже семеро правнуков. Уверены, что и для них настоящей ценностью и дорогой семейной реликвией станут пожелтевшие фотографии с кубинской сафры, награды прадеда и редкий значок шестидесятых годов «СССР – Куба: дружба народов». А далекая Куба и жаркие будни на тростниковых полях остались светлыми воспоминаниями молодости и хрупким мостиком в незабываемую эпоху нашей большой страны.

Е. Анцибор

Как комсомольцы тростник убирали обновлено: 2 июля, 2018 автором:

КОММЕНТАРИИ:

comments powered by HyperComments