Тысячи километров по афганским дорогам прошел и проехал подполковник Никита Земцов, выполняя приказ Родины

Тысячи километров по афганским дорогам прошел и проехал подполковник Никита Земцов, выполняя приказ Родины

Со своими друзьями – воинами-интернационалистами Никита Георгиевич Земцов встретится на ступенях Большого театра 13 февраля.

В этот день 31 год назад они вернулись на территорию Советского Союза и пообещали друг другу, несмотря на жизненные перипетии, в эту памятную дату обязательно приезжать в Москву, чтобы поделиться новостями, вспомнить боевую молодость и молча, с болью в сердце помянуть тех, кого принес на своих крыльях на Родину «Черный тюльпан».

По примеру деда

О себе Никита Георгиевич говорит «коренной узбек». Они с мамой жили в жарком, солнечном и самобытном Самарканде. Воспитанием мальчика занимался дедушка Георгий, прошедший Великую Отечественную войну. Маленькому Никите очень нравилось слушать его рассказы и с замиранием сердца перебирать многочисленные награды. Внук мечтал, когда вырастет, стать кадровым офицером и повторить подвиги своего деда. И не догадывался он, что ему, ребенку мирного времени, придется испытать на себе все ужасы войны.
Никита тренировал в себе силу и выносливость и просил маму пришивать ему погоны даже на майки, в которых он бегал во дворе со сверстниками. Шло время, мальчик становился юношей, менялось его отношение к жизни, но желание стать офицером оставалось неизменным. По складу характера Никита Георгиевич – человек взвешенных решений. И прежде чем получить профессию мечты, решил испытать себя – пошел служить в армию. Подумал так, что если армия его судьба, он поймет это сразу и будет поступать в училище, а если окажется, что жить по приказу – непосильная ноша, не станет занимать чужое место.
Год солдат Земцов готовился к поступлению и подал документы в Самаркандское высшее военное автомобильное командное училище. В училище Никита поступил, и когда увидел на плечах курсантские погоны, сразу вспомнил деда, мысленно пообещал ему, что чести семьи не посрамит.

Первая награда
Учебу Никита Земцов окончил как раз тогда, когда первые советские войска вошли на территорию Афганистана, когда гремели первые бои и появились первые потери. Молодой лейтенант в сентябре 1980 г. попал служить в г. Кабул в воздушно-десантные войска, в 103 Гвардейскую десантную дивизию, командиром автовзвода. На громоздких, неповоротливых «Уралах» автомобилисты обеспечивали своих продовольствием, медикаментами, боеприпасами. Колонны уходили в ночь, и никто не знал, смогут ли они вернуться обратно.
Война меняла отношение к себе и к людям: если ты опытный и ты командир, значит, своей жизнью отвечаешь за каждого бойца. Бойцов-автомобилистов учили всему: проходить многокилометровые марши, менять на ходу резину, ремонтировать двигатель, выживать самим и спасать груз. Когда «Уралы» сменили маневренные «КамАЗы», когда колонны стали сопровождать БТРы, стало немного легче, но все равно все 24 часа в сутки нужно было быть настороже.
Один раз колонна, не дойдя километров 60 до Кабула, попала под плотный огонь. Никита Георгиевич ехал замыкающим, в одном грузовике была спрятана зенитная установка – «рогатка», которая должна была обеспечивать прикрытие. От блокпоста отошли всего ничего, но там уже не слышали, что автомобилисты попали в беду. Земцов сел за руль одного грузовика, развернул его и помчался на блокпост за подмогой. И пока ребята отбивались от озлобленных духов, привел за собой танк, который быстро изменил ситуацию. Все сложилось удачно, не было ни раненых, ни погибших, и груз доставили вовремя. Медалью «За отвагу» была отмечена служба молодого офицера Земцова.

Приказ есть приказ
Второй раз в Афганистан Никита Георгиевич попал уже более опытным, обстрелянным в 345 отдельный Гвардейский полк в Баграме. До этого в Фергане обучал солдат, которые шли воевать. Учили вчерашних мальчишек так, чтобы выживали в самых сложных условиях, ведь война не прощает промахов, неподчинений приказу, трусости и разгильдяйства. В январе 1989 года 345 отдельный Гвардейский полк получил распоряжение выдвигаться в Саланг, чтобы обеспечивать отход войск в Советский Союз. Приехали, обосновались, заняли наиболее выигрышную точку. Утром в столовой за завтраком капитан Земцов получает приказ: срочно вернуться в Баграм за боеприпасами, если их не пополнить, то в Саланге не удержаться.
За короткое время была сформирована колонна из 12 машин и под прикрытием трех БМП двинулась в путь. В горах нет такого понятия как сумерки, там либо день, либо ночь, поэтому движение по перевалам после 16 часов было запрещено. К блокпосту у Баграма подошли за 15 минут до наступления часа икс. Молодой солдат ни в какую не хотел пропускать колонну, пришлось применить силу убеждения и маленькую военную хитрость, и, невзирая на запрет, колонна все же прорвалась.
Ящики с боеприпасами грузили практически всю ночь, а на рассвете двинулись в обратный путь. Приказ командира был выполнен за сутки, и за эту операцию Никиту Земцова наградили орденом Красной звезды.

Мир, дом, семья
Боевой опыт, полученный в Афганистане, Земцову помогал всю жизнь: и во время дальнейшей службы, и во время исполнения конституционного долга в Чеченской Республике, и в мирной жизни.
Немало помотался по гарнизонам, городам и республикам бывшего Союза подполковник Земцов. С ним рядом семь с половиной лет служила и его жена Неля. Вместе с нею перебрались из Ульяновска с его суровыми зимами на солнечную Кубань.
Пригласили однажды Земцовых в гости в Гулькевичи, и они просто влюбились в небольшой зеленый городок. Уже двадцать лет супруги считают себя гулькевичанами, в их уютный дом часто приезжают дети и внуки, живут с ними любимые животные. Жизнь идет своим чередом.
Афганская война, конечно же, наложила свой отпечаток на душу и сердце Никиты Земцова, но он вспоминает о тех нелегких днях не с ожесточением, а с огромным уважением к тем, кто был с ним рядом, с любовью к жизни и с теплом в душе.

Л. Ляшенко.

Тысячи километров по афганским дорогам прошел и проехал подполковник Никита Земцов, выполняя приказ Родины обновлено: 13 февраля, 2020 автором:

КОММЕНТАРИИ:

comments powered by HyperComments