В маленьком селе Новомихайловском в 1942 году шли бои, которые сыграли немалую роль в истории обороны Кубани

В маленьком селе Новомихайловском в 1942 году шли бои, которые сыграли немалую роль в истории обороны Кубани

Открытию в селе Новомихайловском нового монумента героям Великой Отечественной войны предшествовала огромная работа федеральных, краевых и муниципальных ведомств и служб, которые кропотливо восстанавливали имена погибших воинов и местных жителей, а также важные детали тех суровых событий.
«В этом году в Гулькевичском районе эксгумировали останки 200 бойцов советской армии и местных жителей, которые погибли, защищая свою землю. Немцы расстреливали местных прямо во дворах. Устанавливать исторические факты и проводить поисковую работу помогал Следственный комитет России», – пишет «Кубань 24».
Старший научный сотрудник МБУК «Историко-краеведческий музей Гулькевичского городского поселения» Василий Петрович Скрипкин подготовил историческую справку о боевых действиях, происходивших на территории Гулькевичского района и города Кропоткина Краснодарского края в начале августа 1942 года.

Задача – оборонять Кропоткин
Сразу после взятия Ростова 24 июля 1942 года немецкие войска группы армий «А» широким потоком хлынули на Северный Кавказ. Стремясь сдержать наступательный порыв немецких войск, ставка потребовала перебросить часть сил Северо-Кавказского фронта для занятия рубежа по южному берегу реки Кубани до станицы Темижбекской (30 км восточнее г. Кропоткина).
Выполняя требование Ставки Верховного Главнокомандования, командующий Северо-Кавказским фронтом маршал С.М. Будённый направил из г. Нальчика в село Гулькевичи курсантов Урюпинского военного пехотного училища, преобразованного в отдельный полк армейского подчинения. Всего бойцов было 2534.
Командовал курсантами генерал-майор С.А. Ивановский, штаб полка возглавлял майор И.С. Титов. Главной задачей полка было обеспечение переправы наших войск в районе излучины реки Кубани. В случае необходимости переправы предусматривалось также срочно уничтожить.
Но ситуация резко изменилась, и 2 августа в 21 час полк получил приказ выдвинуться на правый берег реки Кубани с задачей оборонять город Кропоткин как предмостное укрепление.
Подстраховочные позиции на левом берегу реки Кубани командование приказало занять полкам 318 стрелковой дивизии, совершившей труднейший марш от хутора Мокрая Балка на Ставрополье до станицы Темижбекской.
Создать сплошную линию обороны перед Кропоткиным при столь ограниченных силах было невозможно. По-этому оборона строилась на взводных узлах сопротивления с большими незащищёнными промежутками между ними. В ночь с 3 на 4 августа 1942 года полк УВПУ и 318 стрелковая дивизия были включены в состав 12-й армии под командованием генерал-майора А.А. Гречко.

Переправу врагу не отдали
4 августа 1942 года в 9 часов на позиции 3-го батальона УВПУ двинулся мотострелковый полк «Норланд» 5-ой моторизованной дивизии СС «Викинг». Фашисты двигались на грузовиках в сопровождении 50 танков, роты мотострелков на бронетранспортёрах, артиллерийского дивизиона, артиллерийской роты истребителей танков, двух взводов зенитной артиллерии и разведподразделения на бронеавтомобилях и мотоциклах.
Разгорелся ожесточённый бой, который продолжался до 19 часов. Все попытки немцев захватить переправы через реку Кубань закончились безрезультатно.
В заключительной фазе боя шоссейный и железнодорожный мосты были взорваны по приказу командира 3-го батальона отдельного полка УВПУ старшего лейтенанта И.Н. Ситникова, погибшего при исполнении служебного долга.
Финал кропоткинского боя в неоконченной рукописи описал комиссар УВПУ майор Е.Д. Гречишин: «К исходу дня 4 августа противник потерял 22 танка, 29 автомашин, 17 мотоциклов, 1 бронемашину, 4 тягача, 12 пушек и 1100 солдат и офицеров».
Потери урюпинцев под Кропоткиным составили 640 человек, включая 31 командира и политработника.
Встретив упорное сопротивление наших войск в районе города Кропоткина, немецкое командование в первой половине дня 3 августа выбросило у станицы Григориполисской на правом берегу Кубани, прямо напротив села Новомихайловского, парашютный десант, вслед за которым на оборонявшийся 4-й батальон 139-й стрелковой бригады 1-го отдельного стрелкового корпуса повёл наступление передовой отряд «викингов».
Заместитель командующего Северо-Кавказским фронтом генерал-лейтенант Р.Я. Малиновский разгадал возникшую в связи с этим опасность и утром 4 августа подписал распоряжение: немедленно выдвинуть резерв полка УВПУ – 1-й батальон из села Гулькевичи к селу Новомихайловскому.
Последний пункт распоряжения гласил: «Противник нигде не должен перейти реку Кубань – это категоричный приказ!»

Под огнём противника
Отряд «викингов» состоял из мотострелкового полка «Германия», роты танков (до 25 машин) и двух артиллерийских дивизионов с разведподразделениями на флангах колонны.
3 августа немцы выступили из станицы Дмитриевской и, не сворачивая на Кропоткин, двинулись через хутор Воровский по правому берегу Кубани на станицу Григориполисскую. Преодолев сопротивление пехотинцев 1-го отдельного стрелкового корпуса на северной окраине Григориполисской, передовые танки немцев вышли к реке Кубани и открыли огонь по бойцам нашего 37-го отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона. Батальон (командир майор В.Я. Григорьев) только что закончил наведение паромного сообщения через реку Кубань между селом Новомихайловским и станицей Григориполисской.
Пока понтонёры, а никаких других наших частей в селе Новомихайловском тогда не было, под губительным огнём противника разбирали едва наведённую переправу, эсэсовцы скрытно выбросили в лесистой пойме реки Кубани, ниже по течению реки, роту автоматчиков на резиновых лодках.
Высадившись на левом берегу, фашисты ударили из леса во фланг символически вооружённым понтонёрам и к 19 часам 3 августа заняли всё село Новомихайловское.
Впоследствии командование, чтобы сохранить оставшиеся кадры специалистов-понтонёров, вывело батальон и материальную часть из боя.

Смертельно жаркий бой
Через некоторое время у села Новомихайловского появился 1337-й стрелковый полк 318-й стрелковой дивизии, позиции которого должны были образовать правый фланг дивизионной обороны, тянувшейся по левому берегу реки Кубани до самого села Новоукраинского.
Неожиданно обнаружив в селе Новомихайловском немцев, батальон 1337 полка прямо с изнурительного суточного марша (по сорокоградусной жаре) бросился в атаку на противника, уже успевшего не только создать в кирпичных зданиях села опорные пункты, но и пристрелять миномётами и артиллерией околицы и площадь села. Атака успеха не имела.
Гауптштурмфюрер Дорр, назначенный командиром Новомихайловского плацдарма и получивший несколько рот подкрепления, записал в своём дневнике: «Ночью противник пытается отбросить нас на другой берег. Дело доходит до ножей. Ожесточённейший рукопашный бой!»

Свой долг выполнили
4 августа в 9 часов вечера на исходный рубеж у села Новомихайловского вышел 1-й батальон полка УВПУ, совершивший марш из села Гулькевичи. Бой разгорелся с новой силой и продолжался всю ночь. К утру 5 августа остатки полутора немецких батальонов были оттеснены на восточную окраину села. Но к вечеру 5 августа боеспособность Урюпинского батальона исчислялась всего в 140 штыков.
6 августа в связи с угрозой захвата противником правого фланга 12-й армии командование отдало приказ доблестным защитникам села Новомихайловского и частям, державшим оборону ниже левобережья Кубани, отойти. Форсировать реку Кубань немцы смогли только на пятый день боёв за переправы. Оставшиеся в живых курсанты и офицеры УВПУ отходили через Отрадо-Ольгинское, Гулькевичи на станицы Курганную, Белореченскую, город Майкоп.
Всего в бою за переправу у села Новомихайловского погибли 421 человек курсантов и офицеров, до конца выполнивших свой долг перед Родиной.

В маленьком селе Новомихайловском в 1942 году шли бои, которые сыграли немалую роль в истории обороны Кубани обновлено: 26 мая, 2021 автором:

КОММЕНТАРИИ:

comments powered by HyperComments