21 сентября Русская Православная Церковь отмечает Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября Русская Православная Церковь отмечает Рождество Пресвятой Богородицы

Праздник в воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью в глубокой древности. Указание о нем есть уже в IV веке. По свидетельству древнего предания, святая равноапостольная царица Елена в начале IV века построила в Палестине храм в честь и память Рождения Божией Матери. Об этом событии повествуют святители Иоанн Златоуст и Епифаний Кипрский, а также блаженные Августин и Иероним.

В честь праздника святыми песнотворцами (в V в. – Антонием, архиепископом Константинопольским, в VI в. – Стефаном Святоградским; в VII в. – святым Андреем Критским; в VIII в. – святыми Иоанном Дамаскиным и Германом, Патриархом Константинопольским; в IX в. – Иосифом Студитом) составлены многие песнопения, которые и ныне поются за богослужением в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Так, с древних времен «язык всяк православных похваляет и блажит и славит Пречистое Рождество Девы Марии Богоневесты».

Для Своего воплощения «во исполнение Божественнаго смотрения (домостроительства)» Сын Божий избирает Чистую и Пренепорочную Деву, происшедшую по отцу Своему Иоакиму из царского рода Давидова6, а по матери Анне – из первосвященнического рода Ааронова7. «Пронареченная от родов древних»8 и «от всех родов предызбранная в жилище всех Царя и Зиждителя Христа Бога», Пресвятая Дева Мария была дочерью целомудренных и праведных родителей, плодом горячей веры и молитвы, испрошенной у Бога престарелыми и бездетными Иоакимом и Анной.

Рождество Пресвятой Девы Богородицы, по выражению церковной песни, было радостью для всего мира, для всей вселенной – «Ангелов и человеков», ибо из Нее воссияло для всех «Солнце Правды – Христос Бог наш». Это – «день Господень», «Начало нашего спасения», начало явления на земле воплощенного домостроительства Божия, ибо уже с Рождения Богоматери начинается Боговоплощение.

«Предопределенная скиния нашего примирения с Богом начинает ныне бытие, имея родить нам Слово, явившееся в твердости («дебельством явльшася») плоти. Пресвятая Дева, «пронареченная», предызбранная от всех родов, «премногия ради чистоты Своей» и смирения, послужила великой тайне спасения людей через Боговоплощение, ибо Она была Матерью Творца всех – Христа Бога, «присносущнаго Существа Божественное пребывалище» – Божие обиталище, храм Божий и небо одушевленное, «Престол свят на земли предуготованный», «Питательница жизни нашея».

«Всепетая Дева» явилась «Едина воистину Богородица» (Великая вечерня, 2-я стихира на стиховне), «храм святый, Божества приятелище, <…> в немже преславное, совершенное содеяся таинство, неизреченнаго соединения, сошедшихся во Христе естеств». Она – «Едина, Единаго вводящи Христа во спасение душ наших».

Святой Андрей Критский в Слове на день Рождества Пресвятой Богородицы говорит: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне Создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь (в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище Творцу». По словам преп. Иоанна Дамаскина, «день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь человеческий род обновился и печаль праматери Евы переменилась в радость». «Раждается убо (Дева), и мир с Нею обновляется». В лице Пречистой Девы Богородицы вся тварь участвует в спасении, как Богочеловеческом деле. Сама Она есть лучший «начаток» человеческого рода и человеческого естества. Пресвятая Богородица явилась «начатком нашего спасения», Она – «всех жизнь и очищение», «радости и спасения Ходатаица», «Еюже земная с небесными» соединяются. Она – «клятвы отъятие, благословения подание», «Адамово обновление, и Евино воззвание, и нетления источник, тли пременение: Еяже ради мы обожихомся, и от смерти избавлени быхом».

Святая Церковь в богослужебных песнопениях праздника прославляет высшую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством в лице предызбранной Девы, рожденной по обетованию Божию «мановением всех Создателя и Вседержителя».

«Днесь всемирныя радости провозвещение, днесь возвеяшася ветри, спасения провозвестницы: естества нашего разрешается неплодство. Неплоды бо (Анна) мати показуется (Материю Марии Девы) Девствующия (Которая остается Девой) и по рождестве Зиждителеве. Из Нея же чуждее (человеческое естество) присвояет, и заблуждшим плотию спасение содевает, Иже (есть) естеством Бог – Христос Человеколюбец и Избавитель душ наших».

Традиции, обычаи, поверье и приметы.

Рождество Пресвятой Богородицы. Малая Пречистая, Оспожинки, Рождество. Вересень (Таусень, Радогощь)

Деву Марию и Ее Образ называли в народе: «Пречистая», «Пресвятая», «Владычица», «Избавительница от скорби», «Царица неба и земли», «Скорая помощница», «Целительница от болезней и страстей», «Небесная заступница», «Защитница от нечистой силы, бед, страданий и напастей».

Приметы.

  • К Рождеству Богородицы о себе очень явственно заявляла наступившая осень, поэтому праздник наполнялся ещё одним смыслом – второй встречей осени (первая на Семен день – 14 сентября, третья – на Воздвижение – 27 сентября).
  • Вся вода в родниках – святая (освященная считается).

Водицу утром возьми, умойся и попей, молодой останешься и дите принесешь.

Вода святая, всю нечисть уберет, ты дом и двор окропи и нечисть убери.

Святой водой всю семью с утра напои, чтобы нечисть не принести.

  • Бездетным женщинам, чтобы понесли (забеременеть), в этот день молятся и просят у Господа Бога послать им дитя.

Что можно делать?

  • К Богородице обращались с молитвами, заговорами и заклинаниями в разных жизненных случаях.

Заговор от болезней к Богородице: «Богородица моя Целительница, помоги и отведи недуги разные, помоги болезнь одолеть и, чтобы детишки выздоровели, чтобы хвори не было. Целительница наша заступница не отыми от меня дитя, дай силушки пройти и пережить эти трудности. Моя Вся Благая Матери Божия!! Спаси нас и Сохрани! Аминь!»

  • Данный день в народе известен и как праздник «Спожинки», или праздник урожая, в честь окончания жатвы. Праздник отмечали несколько дней и мог продлится и до недели.

Спожинки пришли, открывай ворота, да гостей принимай и урожай отмечай.

Спожинка в каждый дом придет, а хозяюшке много хлопот.

В Спожинку гостей встречай, да каравай подавай.

Спожинка велика, если много добра в закрома.

Спожинка просто так не придет, надо потрудится, силушку отдать и Спожинку встречать.

Гуляй, гуляй, да Спожинушку не забывай.

Спожинка, где как, где и дня не погулять, а, где и недели не хватит.

Как Спожинку проведешь, так и год проживешь.

В Спожинку гуляй, да про семью и деток не забывай, а то все прокутишь и прогуляешь, всех и семью без корма оставишь.

Гость пришел, каравай на стол, да кваску, чтобы в доме добро хранилось и в закромах зерно не выводилось.

  • Поднесеньев день – так называли этот день.

Стой у ворот и всех приглашай, и всем яства и питье подавай,

Подавай, подавай, да и семью не забывай.

Кто придет, не выгоняй, за стол посади, да яства неси, уважай гостя и проводи сполна со двора.

  • Ходили по гостям, друг друга угощали, да нахваливали, чтобы добро было и никуда не ушло.
  • Родителей почитали на красно место садили, да и все угощали, угощали и с подарками провожали.

Невестки свое уменье показывали – пирогов напекали и сладости выставляли.

Чай пили и друг друга хвалили.

Родители, родственники, дружки и подруги к новобрачным ходили, пироги и сладости едали, да нахваливали.

Молодые просили “позыватого”, чтобы он родных и близких созвал, да и на невестку посмотреть, как в доме дела, как скотина жива если, что не так поговорить и показать, да наказать.

Молодые невестки, готовы угодить, чтобы все были довольны, да похвалу получить.

  • Утром женщины с овсяным хлебом выходили на берег реки, озера или пруда встречать матушку – Осенину. Старшая женщина держала в руках хлеб, а молодые пели песни, потом разламывали хлеб на кусочки по числу присутствовавших, несли его домой, где кормили им домашнюю скотину.
  • С Осенин начиналась пора посиделок.

Девицы с пряжей собирались в одной избе, к ним приходили парни с угощением и пели песни и водили хороводы.

  • Как и в день весеннего равноденствия, в этот день в избах обновляли огонь – старый гасили и зажигали новый.
  • Во избежание дурного глаза, порчи и болезней жгли старую и ненужную обувь и одежду.

Сжигая старые вещи читали заговор: «Старье гори, и нечисть от нас забери, все углы окури и порядок в доме наведи».

Печка, печенька забери нечисть от нас, да тепла придай, согревай, да всю нечисть выгоняй.

  • Детей на пороге дома обливали водой, чтобы здоровыми были и хворь забыли.
  • Подать милостыню нищим необходимо, чтобы в доме порядок был и больше детишек нарожать и нечисть убрать.
  • Проводился обряд на благополучие в вашей жизни. Нужно напечь пироги и раздать их.

Мясные пироги привлекут удачу в карьере.

Капустные – денежное изобилие.

Фруктовые и ягодные – счастье в семейной жизни.

Пироги раздайте неимущим, а также родственникам и соседям.

Пироги раздайте, да счастье свое ожидайте.

  • Обряд на удачное замужество. Нужно надеть красное платье или юбку. Написать на листе бумаги желание. Закопать листок под рябиной (которая растет во дворе или около дома). Сорвать ветку с той рябины и принести домой. На ночь положить ее под подушку. Утром достать и засушить. Хранить до тех пор, пока не найдется жених.

Что нельзя делать?

  • Хлеб, испеченный или купленный в этот день, нужно съесть в кругу семьи. С чужими людьми им делиться нельзя.
  • Нельзя работать в поле и огороде.
  • Нельзя мыть полы и убираться в доме.
  • Нельзя шить и вышивать.

Погода.

  • Погода в этот день, такая и осень будет.
  • Тепло на улице – к теплой осени.
  • Чем больше на луке шелухи, тем холоднее зима будет.
  • Алый закат или рассвет – к ветряной и дождливой погоде.
  • С утра иней на траве – к непогоде.
  • С деревьев практически все листья опали – к ранней зиме.
  • На деревьях паутины много – к теплу.
  • Зайцы роют норы – к суровой зиме.
  • Перелетные птицы низко летят – к похолоданию.
  • Гроза – к теплой осени.
21 сентября Русская Православная Церковь отмечает Рождество Пресвятой Богородицы обновлено: 21 сентября, 2021 автором:

КОММЕНТАРИИ:

comments powered by HyperComments