Праздник в воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью в глубокой древности. Указание о нем есть уже в IV веке. По свидетельству древнего предания, святая равноапостольная царица Елена в начале IV века построила в Палестине храм в честь и память Рождения Божией Матери. Об этом событии повествуют святители Иоанн Златоуст и Епифаний Кипрский, а также блаженные Августин и Иероним.
В честь праздника святыми песнотворцами (в V в. – Антонием, архиепископом Константинопольским, в VI в. – Стефаном Святоградским; в VII в. – святым Андреем Критским; в VIII в. – святыми Иоанном Дамаскиным и Германом, Патриархом Константинопольским; в IX в. – Иосифом Студитом) составлены многие песнопения, которые и ныне поются за богослужением в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Так, с древних времен «язык всяк православных похваляет и блажит и славит Пречистое Рождество Девы Марии Богоневесты».
Для Своего воплощения «во исполнение Божественнаго смотрения (домостроительства)» Сын Божий избирает Чистую и Пренепорочную Деву, происшедшую по отцу Своему Иоакиму из царского рода Давидова6, а по матери Анне – из первосвященнического рода Ааронова7. «Пронареченная от родов древних»8 и «от всех родов предызбранная в жилище всех Царя и Зиждителя Христа Бога», Пресвятая Дева Мария была дочерью целомудренных и праведных родителей, плодом горячей веры и молитвы, испрошенной у Бога престарелыми и бездетными Иоакимом и Анной.
Рождество Пресвятой Девы Богородицы, по выражению церковной песни, было радостью для всего мира, для всей вселенной – «Ангелов и человеков», ибо из Нее воссияло для всех «Солнце Правды – Христос Бог наш». Это – «день Господень», «Начало нашего спасения», начало явления на земле воплощенного домостроительства Божия, ибо уже с Рождения Богоматери начинается Боговоплощение.
«Предопределенная скиния нашего примирения с Богом начинает ныне бытие, имея родить нам Слово, явившееся в твердости («дебельством явльшася») плоти. Пресвятая Дева, «пронареченная», предызбранная от всех родов, «премногия ради чистоты Своей» и смирения, послужила великой тайне спасения людей через Боговоплощение, ибо Она была Матерью Творца всех – Христа Бога, «присносущнаго Существа Божественное пребывалище» – Божие обиталище, храм Божий и небо одушевленное, «Престол свят на земли предуготованный», «Питательница жизни нашея».
«Всепетая Дева» явилась «Едина воистину Богородица» (Великая вечерня, 2-я стихира на стиховне), «храм святый, Божества приятелище, <…> в немже преславное, совершенное содеяся таинство, неизреченнаго соединения, сошедшихся во Христе естеств». Она – «Едина, Единаго вводящи Христа во спасение душ наших».
Святой Андрей Критский в Слове на день Рождества Пресвятой Богородицы говорит: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне Создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь (в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище Творцу». По словам преп. Иоанна Дамаскина, «день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь человеческий род обновился и печаль праматери Евы переменилась в радость». «Раждается убо (Дева), и мир с Нею обновляется». В лице Пречистой Девы Богородицы вся тварь участвует в спасении, как Богочеловеческом деле. Сама Она есть лучший «начаток» человеческого рода и человеческого естества. Пресвятая Богородица явилась «начатком нашего спасения», Она – «всех жизнь и очищение», «радости и спасения Ходатаица», «Еюже земная с небесными» соединяются. Она – «клятвы отъятие, благословения подание», «Адамово обновление, и Евино воззвание, и нетления источник, тли пременение: Еяже ради мы обожихомся, и от смерти избавлени быхом».
Святая Церковь в богослужебных песнопениях праздника прославляет высшую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством в лице предызбранной Девы, рожденной по обетованию Божию «мановением всех Создателя и Вседержителя».
«Днесь всемирныя радости провозвещение, днесь возвеяшася ветри, спасения провозвестницы: естества нашего разрешается неплодство. Неплоды бо (Анна) мати показуется (Материю Марии Девы) Девствующия (Которая остается Девой) и по рождестве Зиждителеве. Из Нея же чуждее (человеческое естество) присвояет, и заблуждшим плотию спасение содевает, Иже (есть) естеством Бог – Христос Человеколюбец и Избавитель душ наших».
Деву Марию и Ее Образ называли в народе: «Пречистая», «Пресвятая», «Владычица», «Избавительница от скорби», «Царица неба и земли», «Скорая помощница», «Целительница от болезней и страстей», «Небесная заступница», «Защитница от нечистой силы, бед, страданий и напастей».
Водицу утром возьми, умойся и попей, молодой останешься и дите принесешь.
Вода святая, всю нечисть уберет, ты дом и двор окропи и нечисть убери.
Святой водой всю семью с утра напои, чтобы нечисть не принести.
Заговор от болезней к Богородице: «Богородица моя Целительница, помоги и отведи недуги разные, помоги болезнь одолеть и, чтобы детишки выздоровели, чтобы хвори не было. Целительница наша заступница не отыми от меня дитя, дай силушки пройти и пережить эти трудности. Моя Вся Благая Матери Божия!! Спаси нас и Сохрани! Аминь!»
Спожинки пришли, открывай ворота, да гостей принимай и урожай отмечай.
Спожинка в каждый дом придет, а хозяюшке много хлопот.
В Спожинку гостей встречай, да каравай подавай.
Спожинка велика, если много добра в закрома.
Спожинка просто так не придет, надо потрудится, силушку отдать и Спожинку встречать.
Гуляй, гуляй, да Спожинушку не забывай.
Спожинка, где как, где и дня не погулять, а, где и недели не хватит.
Как Спожинку проведешь, так и год проживешь.
В Спожинку гуляй, да про семью и деток не забывай, а то все прокутишь и прогуляешь, всех и семью без корма оставишь.
Гость пришел, каравай на стол, да кваску, чтобы в доме добро хранилось и в закромах зерно не выводилось.
Стой у ворот и всех приглашай, и всем яства и питье подавай,
Подавай, подавай, да и семью не забывай.
Кто придет, не выгоняй, за стол посади, да яства неси, уважай гостя и проводи сполна со двора.
Невестки свое уменье показывали – пирогов напекали и сладости выставляли.
Чай пили и друг друга хвалили.
Родители, родственники, дружки и подруги к новобрачным ходили, пироги и сладости едали, да нахваливали.
Молодые просили “позыватого”, чтобы он родных и близких созвал, да и на невестку посмотреть, как в доме дела, как скотина жива если, что не так поговорить и показать, да наказать.
Молодые невестки, готовы угодить, чтобы все были довольны, да похвалу получить.
Девицы с пряжей собирались в одной избе, к ним приходили парни с угощением и пели песни и водили хороводы.
Сжигая старые вещи читали заговор: «Старье гори, и нечисть от нас забери, все углы окури и порядок в доме наведи».
Печка, печенька забери нечисть от нас, да тепла придай, согревай, да всю нечисть выгоняй.
Мясные пироги привлекут удачу в карьере.
Капустные – денежное изобилие.
Фруктовые и ягодные – счастье в семейной жизни.
Пироги раздайте неимущим, а также родственникам и соседям.
Пироги раздайте, да счастье свое ожидайте.
Рубрики: Общество
Нет похожих материалов.
КОММЕНТАРИИ:
comments powered by HyperComments