12 августа – День Военно-воздушных сил.

12 августа – День Военно-воздушных сил.

«Мне бы в небо», – думал Олег Коколев, разглядывая бегущие облака. С раннего детства он представлял себя за штурвалом самолета и уверенно шел к своей мечте.

Наверное, любовь к летному делу передал ему отец, который сам когда-то мечтал покорять небесные просторы, но не сложилось. Зато вовремя давал читать сыну правильные книги о подвигах героев, учил следить за здоровьем и поощрял тягу к знаниям.
Олег к своему будущему относился серьезно, понимал, что летное дело требует внимания, крепкого здоровья и глубоких знаний. Старался успевать все: на отлично учился, занимался борьбой, ходил в музыкальную школу (играл на домре) и мечтал. Мечтал о послушном в его руках самолете, полетах и свободе.
Гулькевичскую СОШ №3 Олег Коколев окончил с одними пятерками, поэтому в Армавирском летном училище держал только один экзамен – математику. Сдать дисциплину на отлично ему было легко, это был любимый школьный предмет. С испытаниями по физподготовке тоже справился достойно. Сам не заметил, как стал курсантом. После экзаменов юношу отправили домой ждать, пока остальные абитуриенты пройдут через все испытания и распределятся по группам.

Приближая мечту
В новом мире военного училища курсанту Коколеву было все интересно, особенными показались два последних года учебы, когда в расписании появились предметы, напрямую касающиеся летного дела. Старательно изучал все, чтобы быть со своим истребителем на ты. Первые практические полеты у курсантов всегда проходят с инструктором. Садятся за штурвал будущие летчики в полной уверенности, что все на свете знают. Так было и у Олега Коколева. Он считал, раз хорошо учится, значит, трудностей никаких не будет. Юношеская самоуверенность ушла практически сразу. Молодой человек внимательно слушал опытного инструктора, а после практики с усиленным вниманием засел за учебники.
Летчики-истребители – люди, непохожие на других. Они привыкли отвечать и за себя, и за машину, и за полет, а в общем, за все на свете, потому что чаще летают по одному. В трудной ситуации полагаются только на себя, на свои знания и опыт. Очень ответственные, сильные и энергичные.

На боевом посту
Военное училище Олег Васильевич окончил в неспокойное время, когда приближался распад большой страны. Летчиков после выпуска практически некуда было девать, и чтобы они не разучились летать и чувствовать машину, вчерашних курсантов на год отправили в Оренбург, где они занимались тренировочными полетами. И только потом распределили по военным частям. Олег Коколев попал в Азербайджан, защищал границы воздушного пространства до 1992 года. Был у истребителей маршрут, в котором они могли видеть всю красоту земли и неба. Когда проходили над Каспием ночью, то видели сначала, как садится солнце, а на земле уже было темно, видели, как отражаются в воде звезды. Летели словно по звездному коридору: звезды вверху, звезды внизу. И то, что земля на самом деле круглая, они знают точно.
Небо для каждого летчика – это родной дом, как и машина, которой он управляет. Самолет становится родным, врастает в душу и сердце. В опасных ситуациях летчики медлят до последнего, чтобы не катапультироваться, стараются дотянуть, сдюжить и машину сберечь. Правда, получается не всегда. За годы службы Олегу Коколеву катапультироваться ни разу не пришлось, а его сослуживцы, пережившие расставание с самолетом, говорили об этом, как о большой потере. Потере друга, близкого, с которым связан крепко накрепко. И рвать эти скрепы очень тяжело.
Истребители умеют многое, в том числе владеют техникой высшего пилотажа, от таких умений порой зависит жизнь. Поэтому каждый элемент отрабатывается и оттачивается сначала на земле, а потом в воздухе.

Всегда в небе
Летал Олег Васильевич до 2001 года. Служил в Иркутской области. Из того времени в памяти особо отпечатались дежурства. Уходил на работу жена и сын еще спали, приходил – уже наступала ночь. Со стороны может показаться, что в такой жизни нет никакой радости, но это не так. Для тех, кто любит свою профессию, а летчиков без этого не бывает, каждый полет – это единение с машиной, это слияние с небом, это другое измерение мыслей и чувств. Самые любимые самолеты для майора Коколева – МИГ-25, МИГ-31. На «двадцать пятом» Олег Васильевич летал один, на «тридцать первом» – уже со штурманом. По его мнению, это лучшие машины своего класса, опередившие время. Они были такими в 2000-х, такими остались и сейчас. У них сила и мощь сочетаются с легкостью и изяществом. Машины могут подняться на высоту до 19 км и выполнить боевую задачу. Эти самолеты не пилотажные, они созданы для обороны воздушных рубежей страны, могут они многое.
Отрывать от себя авиацию Олегу было сложно. Ему предлагали идти в транспортную или гражданскую, но не тот склад характера. Он был и остался истребителем. Профессия всегда накладывает на человека свой отпечаток. Так и Олег Васильевич во всех полетах на пассажирских рейсах всегда внимательно присматривается и прислушивается к тому, как ведет себя самолет. Был случай, когда он один понял, что самолет, который должен был заходить на посадку, пошел на второй круг. А несколько минут спустя об этом объявил командир экипажа.
– Никем другим я бы не стал, если бы выпала возможность начать жизнь заново, снова выбрал бы небо и штурвал истребителя, – уверен майор Олег Васильевич Коколев.

Остались друзьями
Сейчас у Олега Васильевича мирная гражданская жизнь. Он вновь вернулся в родной Гулькевичи. Его сослуживцев разбросало по свету, по большим и малым городам. Летчики – народ последовательный, своим традициям и устоям не изменяют. В День ВВС стараются собираться вместе, чтобы отметить праздник. Раньше собирались в третье воскресенье августа, с 2006 г. у военных летчиков появилась постоянная дата – 12 августа, установленная указом президента. Число выбрано неслучайно: 12 августа 1912 года был подписан приказ о создании в России военного воздушного флота.
Один раз в пять лет на юбилейные годы выпуска Олег Коколев едет в Армавир, где встречается со своими однокашниками. Регулярно отмечает праздник с сослуживцами. Вместе с друзьями, если выпадает возможность, смотрят выступления пилотажных групп, восхищаются мастерством летчиков, и сердце на мгновение замирает от воспоминаний, от ощущения единения с небом.

Людмила Ляшенко.

На фото: на Аллее Славы в г. Гулькевичи майор Олег Коколев встретил «боевого друга» – самолет МИГ-23-м. / фото Ашота Мнацакяняна, «В 24 часа».

12 августа – День Военно-воздушных сил. обновлено: 12 августа, 2022 автором:

КОММЕНТАРИИ:

comments powered by HyperComments