Кубань – космос: полёт нормальный!

Кубань – космос: полёт нормальный!

13 сентября – важная дата для кубанцев, день образования Краснодарского края, а в нынешнем году юбилейная – 85 лет. Столько всего у нас произошло за эти годы славного, героического и… космического!

Наш край имеет славную историю и богатую биографию, край-солдат, край-труженик. За Кубанью на века закреплено и высокое звание «житницы России». А пишут историю и создают славу Кубани простые люди, в числе которых хлеборобы, животноводы, архитекторы, ученые, учителя, врачи, воины, космонавты.

Через тернии – к звёздам
Яркую страницу в историю Кубани и летопись советской космонавтики вписал наш земляк – уроженец поселка Венцы Гулькевичского района, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Виктор Васильевич Горбатко, который входил в отряд первых космонавтов.
Именно поколение Юрия Гагарина и Виктора Горбатко стало не только свидетелем бурного развития науки и техники в ХХ столетии, но и первым участником покорения космоса.
Судьба будущего космонавта Горбатко складывалась непросто. Ни для кого не секрет, что каждый, кто попал в отряд космонавтов, мечтал о космическом полёте, мечтал принести пользу своим землякам и Отечеству. Но путь к звёздной мечте лежал через тернии.
Пройдя в конце марта 1965 года очередную комиссию, Виктор Горбатко был включен в программу подготовки нового эксперимента – переходу двух космонавтов из одного
корабля в другой. Суть эксперимента состояла в том, что второй корабль должен «найти» в космическом пространстве первый, отправленный на орбиту на сутки раньше, провести серию маневров, используя двигатели, приблизиться и состыковаться с ним. Возвращаться на землю два члена экипажа должны были уже на первом корабле.
Так начиналось создание орбитальных станций. И Виктор Горбатко – наш земляк стоял у истоков групповых полетов и освоения орбитальных станций.

Впервые в истории космонавтики
Время одиночных полетов в космос закончилось быстро. Будущее было за групповыми полетами на орбитальные станции, которые значительно увеличивали продолжительность пребывания космонавтов в околоземном пространстве и позволили заниматься долгосрочными исследовательскими программами практически в беспрерывном режиме.
У истоков создания советских орбитальных лабораторий «Союз» и «Мир» стояло много специалистов, в том числе и четыре космонавта – Владимир Комаров, Валерий Быковский, Евгений Хрунов и Виктор Горбатко. В 1969 году, после девяти лет упорных тренировок и ожидания, сбылась мечта Виктора Васильевича! Он выдержал достойно все испытания и своим отношением к делу заслужил участие в ответственном, программном и очень значимом для развития мировой космонавтики групповом полете.
В октябре 1969 года впервые в истории космонавтики состоялся групповой полет советских космических кораблей. В космос была отправлена целая эскадра: «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8». В составе экипажа «Союза-7» в качестве бортинженера был Виктор Васильевич Горбатко.

Старты в неизведанное
Когда Виктор Васильевич посещал наш город Гулькевичи и историко-краеведческий музей, ему приходилось отвечать на самые разные вопросы, которые ему задавали научные сотрудники. Например, мы как-то спросили: «Что Вы чувствовали в момент старта космического корабля?»
А в ответ услышали неожиданное: «Чувствовал большую разницу между тренажером и космическим кораблем!»
Первый полёт космонавтами воспринимался как прикосновение к мечте – и Юрием Гагариным, и Германом Титовым, и Алексеем Леоновым, и Виктором Горбатко. Всем им хотелось ещё, ещё и ещё…
Виктор Горбатко, «пробив» для себя окно в космос, стал готовиться к новому полёту. «Прыжок» на орбиту каждый космонавт воспринимал как этап подготовки к следующему полёту, куда более сложному по задачам и условиям, при этом каждый ясно осознавал высочайшую степень риска очередного старта в неизведанное. А ведь при благоприятном стечении обстоятельств Виктор Васильевич свой полёт мог совершить и на Луну! Горбатко входил в группу советских космонавтов, готовившихся по «лунной программе».
Но трагические страницы в истории отечественной космонавтики не позволили свершиться советской лунной программе. В 1974 году Москва поставила окончательную точку в этом проекте.
Высадка американцев на Луну нисколько не поколебала приоритет Советского Союза в освоении космоса. А опыт, приобретенный в лунной гонке, очень даже пригодился советским космонавтам.

Сверхсекретные задания
Следующим значительным этапом стала программа долговременного пребывания в космосе. На околоземную орбиту была запущена долговременная пилотируемая космическая станция «Салют-1». 7 февраля 1977 года к станции «Салют-5» отправился экипаж «Союза-24».
Виктор Горбатко и Юрий Глазков получили задание проверить возможность работы на станции. Часть экспериментов была сверхсекретной. Например, экипажу, командиром которого был Горбатко, выдали секретные экземпляры противогазов для испытаний. Впервые в практике космических полетов наши космонавты провели частичную замену воздуха на орбитальной станции, а главной задачей было вернуть станцию в строй.
После этого полета Виктор Васильевич побывал на своей малой родине. На этот раз он подарил Гулькевичскому музею некоторые из своих вещей: скафандр приводнения, космические ботинки, шлем, переговорное устройство, шинель, фуражку. В это время благодарные земляки, гордившиеся успехами космонавта, за весомый вклад в развитие космонавтики присвоили Виктору Васильевичу Горбатко звание Почетного гражданина города Гулькевичи.

Факт
С 1971 года и по сегодняшнее время в п. Венцы Гулькевичского района, на родине космонавта, проводятся Всероссийские и краевые состязания по легкоатлетическому кроссу на призы космонавта Виктора Васильевича Горбатко. Победители кросса, в числе которых множество именитых спортсменов, получали призы из рук прославленного кубанского космонавта. С 2017 года Виктора Васильевича уже нет с нами, и его супруга Алла Викторовна Горбатко продолжает приезжать на родину космонавта, потому что для него это было очень важно.

«Он мой земляк»
Начало 80-х годов было временем так называемых интернациональных космических полетов. С 23 июля по 31 июля 1980 года состоялся третий полет Виктора Васильевича Горбатко на «Союзе-37» вместе с вьетнамским космонавтом-исследователем Фам Туаном.
Во время третьей экспедиции на орбиту в центр управления полетами и на борт космического корабля была послана телеграмма от жителей Гулькевичского района, в которой они горячо приветствовали своего земляка.
Программа была выполнена успешно! А о своем напарнике Горбатко говорил так: «Фам Туан – отличный парень, он – легенда мировой авиации, вошел в историю как первый пилот, сбивший в ночном бою американский В-52, «Летающую крепость». Он – мой земляк (оба космонавта учились вместе), а мы, кубанцы, народ целеустремленный!»
В 1980 году Виктор Васильевич Горбатко, уже дважды Герой Советского Союза, Почетный гражданин города Краснодара (он стал самым первым Почётным гражданином кубанской столицы в советское время), снова побывал на Кубани, где во время визита посещал города и станицы, проводил мероприятия и встречи с местными жителями.

Бывших космонавтов не бывает!
С 1982 года у Виктора Васильевича началась жизнь без космоса, но как он сам говорил: «Бывших космонавтов не бывает, в моей жизни – космос и только космос!»
После своей космической эпопеи, продолжавшейся без малого 23 года, дважды Герой Советского Союза, Герой Вьетнама и Монголии, Герой Труда Кубани, генерал-майор, кандидат технических наук, обладатель многих правительственных наград Виктор Горбатко занимал очень важные административные должности, вел большую общественную работу – и всегда при этом был просто на космической высоте!
Да, историю славной Кубани делают люди своим умом, трудом и талантом. И Виктор Васильевич Горбатко оставил в истории края яркую звёздную страницу!

Татьяна Ильинична Чернова, старший научный сотрудник историко-краеведческого музея Гулькевичского городского поселения, член РОИА.

Фото предоставлено музеем.

Кубань – космос: полёт нормальный! обновлено: 8 сентября, 2022 автором:

КОММЕНТАРИИ:

comments powered by HyperComments