Военная тайна

Военная тайна

Захоронение было старое: многолетние земельные пласты плотно легли на человеческие мощи. Андрей Рощупкин — стоматолог, с первого взгляда определил, что человек был не стар. Тут же позвонил приятелю, местному жителю, Геннадию Коржову: что с этим делать? Уже вместе они обследовали захоронение и поняли, что покоятся здесь несколько человек. Предположения были разные: возможно, это расстрелянные белогвардейцы, возможно, красные. А если это курсанты-урюпинцы? Известно, что в этих местах шли ожес­точенные бои, и 640 курсантов Урюпинского военно-пехотного училища сложили головы, сдерживая наступление фашис­тов. Могли быть захоронены и казненные «по-тихому» бедолаги в годы репрессий, сколько таких загубленных душ скрывают берега Кубани…

В администрации Красносельского городского поселения помогли созвониться с полицией и прокуратурой. Тут я сделаю отступление для громких, но правильных и нужных слов о гражданской ответственности и неравнодушии наших земляков — Геннадия Коржова и Андрея Рощупкина. Иные могли бы отмахнуться от зловещей тайны времени и не обременять себя. Но эти мужчины прошли суровую службу в армии и знают цену человеческой жизни, верны христианским понятиям и простым человеческим истинам. «С прахом нужно поступать по-людски, если возможно, разобраться, кто эти павшие, при каких обстоятельствам погибли, перезахоронить. Мы животных погребаем прилично, а это ведь люди…», — говорит Геннадий.

Правоохранительные органы взяли фрагменты костей на экспертизу, а Коржов через интернет связался с Краснодарской краевой детской военно-патриотической организацией «Краеведческий поисковый отряд «Поиск». Поисковики заинтересовались, прибыли и провели разведку береговой зоны. И далее обнаружили торчащие из земли кости. Специалисты получили официальный допуск на экстренную эксгумацию в отделе МВД, военкомате и администрации района. Группа эксгумации прибыла на раскопки, когда воды Кубани спали.

Судмедэкспертиза дала заключение, что костные останки принадлежат человеку средних лет, относятся к периоду Великой Отечественной войны. Погрешность допустима в пределах 10-15 лет до и после войны. На одном из черепов отсутствуют лицевые кости, имеются неестественные (невременные) повреждения бедренных костей. У останков человека, лежащего на боку, не было части ног…

Отряд «Поиск», который базируется в ст.Васюринской, имеет огромный опыт поисковой работы. На его счету — десятки имен солдат, извлеченных из небытия. Вот что говорит о захоронении в пос.Красносельском Виктор Зыков, заместитель командира отряда по разведывательно-поисковой работе: «В этом случае больше вопросов, чем ответов на то, кому принадлежат останки. Не обнаружено никаких опознавательных доказательств — ни пуговиц, ни крестов, ни пластмассовых предметов». Сначала специалисты предположили, что здесь было старое кладбище, которое размыли воды, но погост никогда не обустраивали у реки. И картограммы 1926 года говорят: русло Кубани не изменилось.

Исследователи не могут найти даже малой зацепки, чтобы отнести эти костные останки к тому или иному событию истории здешних мест. То, что это не бойцы Урюпинского училища, очевидно. Погибших солдат не принято было хоронить без одежды. В 2008 году в районе старого автомоста через реку Кубань были найдены кости двоих бойцов. Пуговицы, портупеи, принадлежали курсантам, лычки отсутствовали, стало быть, погибшие были из офицерского состава. Рядом с захоронением находился оптический прибор, корректирующий огонь. В этом случае доказательств того, что это урюпинцы, было достаточно.

Сомнительно, что на берегу Кубани в Карьере (старое название поселка) был довоенный расстрел бойцов Красной Армии. Белые никогда перед казнью не заставляли раздеваться пленных догола. А вот версия о том, что это белогвардейцы, расстрелянные красными, или смертная кара «энкэвэдэшников» над «провинившимися» мужиками — имеет под собой почву. Новая власть тогда грешила тайными карательными операциями. И кто знает, чьи предки лежат на этом берегу? Когда-то без вести пропавшие, оплаканные отчаявшимися их найти близкими, неупокоенные по православным обычаям… И в чем была их вина?

Виктор Зыков поделился информацией о своих добровольных помощниках из Кропоткина, об их самостоятельных исследованиях движения Урюпинского военно-пехотного училища в этих местах. Эти люди, ярые сторонники исторической правды, патриоты Кубани и душой и сердцем, имеют массу сведений, построенных на воспоминаниях старожилов о фактах военного времени. Так вот, возвращаясь к нашему захоронению, имеет место еще одна версия — о расстреле советских солдат-штрафников. В этом районе, по сведениям неофициальных краеведов, базировался штрафбат.

«Поиск» и редакция газеты не оставляют надежду на информацию из уст старожилов поселка Красносельский, города Кропоткин о событиях того периода и фактах предвоенного и военного времени, связанного с этим захоронением на берегу Кубани.

***

22 года назад в станице Васюринская был основан пат­риотический клуб. У истоков поискового движения стоит Александр Попов, руководитель и командир теперь уже Краснодарской краевой детской военно-патриотической организации — «Краеведческий поисковый отряд «Поиск». Большая часть организации — дети до 11 лет. Инструкторы обучают их туристическим основам, проводят полевые занятия, берут на поисковые работы, учат обращаться с приборами. К нестандартным, неординарным ситуациям детей не привлекают. Члены отряда до 16 лет не имеют права принимать участие в раскопках, это может быть опасным, ведь в захоронениях могут находиться гильзы, оружие. Раскопками и эксгумацией в отряде занимаются только аттестованные члены отряда.

Каждый год эти неравнодушные к истории Отечества люди находят «именного солдата», то есть погибшего, имеющего опознавательные знаки. Первым стал Павел Боб­ров, останки которого были извлечены в Горячем Ключе на хребте Кохт. Там же был найден Ренский, его имя было высечено на армейской ложке. По базе данных Подольского архива МВД краеведы нашли двоюродную сестру солдата, уже старушку. По надписям на ложке были установлены боец Фролов из г.Аксай Ростовской области, а солдат Абасов из Азербайджана обнаружен в районе станицы Фанагорийской. Младший сержант Рябов опознан по медальону пенального типа образца 1925 года. Специалистам было непросто разобрать то, что написано в записке 70-летней давности, вложенной в негерметичную емкость, но все-таки удалось прочитать фамилию, имя и отчество брата — кому писать в случае смерти…

Заместитель командира отряда нехотя рассказал и о равнодушии чиновников. В одном из районов края местные жители наткнулись на такие же фрагменты человеческих костей. Сообщили в местную администрацию, а там им цинично шепнули: «Нашли? А теперь в Кубань выбросьте». Слава Богу, люди не последовали грубому совету и обратились к краеведам. Поисковики извлекли из земли останки трех молоденьких солдат Великой Отечественной войны… В августе этого года нашли кости пяти человек, бойцов Советской Армии, но «опознанки» никакой…

Осторожно война открывает свои тайны, поросшие быльем. И только случай и небезразличие потомков, трепетно относящихся к прошлому, могут воскресить имена героев и прояснить темные пятна во времени.

Военная тайна обновлено: 10 января, 2014 автором: Администратор

КОММЕНТАРИИ:

comments powered by HyperComments