Молодость водила в грозные атаки

Молодость водила в грозные атаки
Вслед за революционными событиями в промышленных центрах России волнения докатились и до окраин империи, а вскоре запылала гражданская брато-
убийственная война. Она поставила по обе стороны баррикад не просто бедных и богатых, но даже кровных родственников. Вряд ли кто-то мог тихо отсидеться в то неспокойное время и не быть вовлеченным в водоворот происходящих событий. Пламя гражданской войны опалило и маленькое село Гулькевичи с важным стратегическим объектом – железнодорожной станцией. Из жителей села был сформирован Гулькевичский революционный батальон, который с августа 1918 года входил в Бакинский пехотный полк 39 пехотной дивизии. В сентябре того же года батальон, насчитывающий к этому времени более 500 бойцов, выделился из состава пехотного полка и стал действовать как самостоятельная боевая единица.
Одним из добровольцев Гулькевичского революционного батальона был Григорий Потоцкий. Известно, что Григорий Васильевич Потоцкий родился 21 августа 1901 года в Кубанской области в  станице Бесскорбной в семье крестьянина-бедняка. До революции 1917 года он учился в школе, работал в единоличном хозяйстве отца. Когда началась гражданская война, его отец и старший брат ушли в Красную армию. В мае 1918 года 17-летний Григорий Потоцкий тоже добровольно вступил в ее ряды, став красноармейцем. За это белоказаки трижды шомполами пороли его мать.
– Батальон в тяжелейших условиях днем и ночью вел непрерывные бои, – вспоминал позже Г.В. Потоцкий, став профессиональным военным. – Бойцы были плохо одеты и обуты, совсем не по-осеннему. У большинства были рваные куртки или пиджаки, а кое у кого и этого не было. Об обуви и говорить нечего. Это были, как правило, рваные ботинки или сапоги с подвязанными проволокой подошвами. В один из таких непогожих осенних дней батальон отходил от ст. Новомарьевской на село Пелагиаду Ставропольской губернии. В отряде было около пятисот бойцов. Но это были бойцы, закаленные в  боях. Не один раз они побывали в штыковых атаках против кубанских пластунов. Мы следовали в восточном направлении на село Спицевку…
…Конница противника двигалась за нами по пятам. Мы еле успевали отбиваться от нее. А тут беда, у нас почти не было патронов.
Известно, что до конца ноября 1918 года в районе Петровского, Спицевки и Башнагира шли ожесточенные бои. Таманская армия, отойдя от Ставрополя, заняла позиции в районе села Петровского и некоторое время удерживала их в своих руках с переменным успехом. Командование Белой армии стягивало сюда как можно больше сил, в том числе конницы из корпуса генерала Врангеля.
Командование красных делало все, чтобы удержать село Петровское, и направляло туда разные части. Гулькевичский революционный батальон также был переброшен в район села Петровского и занял позиции на левом фланге таманцев.
Село Петровское несколько раз переходило из рук в руки. Накал сражения достиг предела. Генерал Врангель, сгруппировав конницу на левом фланге красных, нанес Гулькевичскому батальону сильный удар и практически окружил его.
В этом полукольце оказались и другие части. Завязалась кровопролитная схватка. Патронов было мало, пулеметы давно молчали. Все больше и больше гибло красноармейцев. Гулькевичский батальон начал отходить в сторону левого фланга таманцев. Завязалась рукопашная схватка. Многих гулькевичских бойцов выбило из строя: кого убили, кого ранили. Но атака белоказаков, которые шли лавиной, была отбита. Несколько раз схватки возобновлялись, пока остатки Гулькевичского революционного батальона не соединились с Таманской армией.
– Петровское мы отстояли, но батальон был почти полностью уничтожен. Оставшаяся в живых горстка бойцов влилась в состав 3-й Таманской стрелковой дивизии 11-й армии, – вспоминал Г.В. Потоцкий.
Служба его продолжалась в 24-м кавалерийском полку 4-ой  кавалерийской дивизии, которая входила в состав 1-ой Конной армии. До конца гражданской войны Григорий Потоцкий воевал рядовым бойцом, а затем его назначили командиром взвода и политруком эскадрона. В рядах 1-ой Конной армии Г.В. Потоцкий участвовал в боях против войск генерала Деникина на Южном фронте. Одной из самых боеспособных дивизий в 1-ой Конной армии была четвертая кавалерийская, в которой и служил Григорий Потоцкий.
– Однажды, в августе 1920 года, когда я был командиром взвода, километрах в пятнадцати от Замостья завязался бой с белополяками. Неожиданно из леса вырвалась колонна белопольских улан. Наш полк двинулся навстречу противнику. Оглянувшись, я увидел несколько всадников, а впереди Будённого, несущегося с обнаженной шашкой… Вскоре противник, беспорядочно отступая, скрылся в лесу…
Семена Михайловича все очень любили, восхищались его мужеством, виртуозным владением шашкой, – вспоминал Г.В. Потоцкий.
Довелось командиру Григорию Потоцкому выбивать врангелевцев и при штурме Перекопа. В ходе боев он был дважды ранен. О его смелости говорит такой факт: от имени ВЦИК он был награжден серебряными часами за то, что с бойцами своего взвода захватил у  врангелевцев в Крыму артиллерийскую батарею. Он воевал против банд Махно, Петлюры, Григорьева, Маруси и других.
Когда закончилась гражданская война, Г.В. Потоцкий не стал уходить из Красной армии, а в мирное время командовал батальоном, дивизией, был начальником военного училища. Перед Второй мировой войной он успешно закончил военную электротехническую академию имени С.М. Буденного и военную академию имени М.В. Фрунзе.
С 26 июня 1941 года и до конца Великой Отечественной войны Григорий Потоцкий воевал, находясь в действующей армии. Вначале он командовал особой курсантской бригадой на Карельском  перешейке, затем был начальником управления зенитных прожекторов Южного и Юго-Западного фронтов противовоздушной обороны страны. Война для Г.В. Потоцкого закончилась в Германии.
После Великой Отечественной Г.В. Потоцкий командовал дивизией, а затем служил начальником прожекторных войск противовоздушной обороны страны, заслужил воинское звание генерала.
Г.В. Потоцкий на своем генеральском кителе носил орден Ленина, два ордена Боевого Красного Знамени, два ордена Красной Звезды, одиннадцать медалей. Наш земляк, бывший боец Первого Гулькевичского революционного батальона Григорий Васильевич Потоцкий завершил службу в 1957 году в звании генерал-майора. В  районном музее теперь хранятся материалы о нем и редкие снимки, которые могут увидеть посетители.

К слову
Первый Гулькевичский революционный батальон был организован в с. Гулькевичи по предложению группы солдат. Изначально его бойцы охраняли национализированное имущество помещичьих усадеб, которых было в районе несколько десятков. В батальон записалось в январе 1918 года 201 человек.
Первым командиром был Иван Головнев, в разное время, вплоть до расформирования, батальоном командовали Владимир Кругликов и Павел Шмуль.
В марте 1918 года, участвуя в  жестоких боях под Усть-Лабинском, сражаясь с корниловцами, батальон понес первые потери. Тела 14  гулькевичан были привезены в село Гулькевичи и похоронены в школьном саду. Ныне это сквер средней школы №1 г. Гулькевичи, где вначале была братская могила с металлической оградкой и остроконечной звездой на памятнике, а теперь здесь установлен современный памятник черного цвета с барельефом красноармейца. На постаменте высечены фамилии бойцов Первого революционного батальона, чей прах находится под плитой.

На снимке: политрук 2-го эскадрона 83-го кавалерийского полка Первой конной армии Григорий Потоцкий 1923 год.
Молодость водила в грозные атаки обновлено: 3 ноября, 2017 автором: Администратор

КОММЕНТАРИИ:

comments powered by HyperComments