И был Гулькевичи в пожарах и дыму…

И был Гулькевичи в пожарах и дыму…

Таким важным событием для гулькевичанина, постоянного читателя районной газеты Александра Алексеевича Колотеева стали военные годы, когда он был еще совсем мальчишкой. Родившись в селе Гулькевичи, рано потеряв мать, он воспитывался у бабушки и дедушки на улице Злобина, так до 1938 года называлась улица Чапаева. Село было небольшим, простираясь до железной дороги, а дальше были комбикормовый завод, мельница, почта в 2-этажном здании за мостом, оттого и улица называлась Почтовая. Еще дальше – парк, рядом – кладбище, ипподром и степь…

Бомбили часто, особенно железнодорожную станцию. Маленький Саша видел, сколько эшелонов скопилось на железной дороге. Поезда стояли до небольшой станции Дорожки, так ее называли местные жители, и дальше, почти до Армавира. Мальчишки, товарищи по детским играм Саши Колотеева, – народ любознательный и вездесущий. Все видели, замечали, запоминали. И хотя время было тревожное, домой их взрослые загнать никак не могли. Видели они и отступление наших войск и понимали: приходит черная полоса в жизни.

И это вскоре подтвердилось. Немецкий порядок, установленный фашистами в селе, был жестоким. За любое неповиновение – расстрел. За укрывательство евреев и семей коммунистов – расстрел. Повсюду фашистам чудились партизаны. Даже пройти мимо родной школы, что тогда располагалась в нынешнем здании районного архива, было опасно. Недалеко была фашистская комендатура, а в подвале томились узники. По улицам раздавались автоматные очереди: это пьяные фашисты часто развлекались, пугая жителей степного села.

И хотя взрослые предупреждали об опасности, Саша с друзьями успевали побывать повсюду, особенно сильно тянула железная дорога, хотя это место, как и балки, были самыми опасными и совсем не для детских игр. Здесь можно было попасть в какую угодно неприятную ситуацию.

Мельница, склады были забиты боеприпасами. Их перед отступлением фашисты успели взорвать, но оказалось, не все. И много лет спустя здесь находили неразорвавшиеся снаряды – отголоски минувшей войны…

… Зима 1943 года была особенно снежной и холодной. Хаты стояли с закрытыми ставнями. Но пацаны и так видели, что немцы спешно собирались драпать. Все, что успели – взорвали, сжигали даже грузовые машины вдоль дороги, отступая в сторону Кропоткина. На какое-то время в селе Гулькевичи установилась тревожная тишина. Люди не знали, что и думать, так как вестей почти не поступало. Это было тяжелее всего.

– Первых красноармейцев в селе Гулькевичи я увидел 1 февраля 1943 года, – рассказывает Александр Алексеевич. – В руках – автоматы, на шапках – звездочки, которые больше всего привлекали нас, мальчишек. Помню, как я подошел к двум солдатам, увидел звездочки и чуть не разрыдался от радости. Красноармейцы, занятые разговором, пошли дальше, а я во всю прыть бросился домой, чтобы сообщить дедушке и бабушке о нечаянной встрече. Но я опоздал: они уже все знали и кормили солдат, набившихся в нашу хату, чтобы погреться.

Боясь пропустить что-то важное в этот день, Саша вновь вернулся на улицу. Здесь было много танков, грузовиков, солдат – люди в шинелях, маскхалатах, полушубках.

«Наши! Наши!», – выпрыгивало сердце, которое сильно билось от волнения. И вдруг раздался странный звук. Солдаты объяснили, что так стреляют «Катюши» по засевшим в Кропоткине фашистам. Так впервые Саша и его сверстники узнали о новом грозном оружии. Тогда же они услышали и о Сталинграде, и о знаменитой битве. Позже гулькевичане с радостью узнали, что освободили Краснодар, и Красная армия с боями идет вперед, освобождая родную землю от ненавистного врага. Но еще были два года боев, слез, потерь…

В 12 лет А.А. Колотеев (вскоре после освобождения села Гулькевичи) уехал в село Отрадо-Кубанское, где в то время жили его брат, две сестры и мачеха. Бегать по улицам было некогда. Тогда дети рано становились взрослыми, начинали трудиться. Закончилось детство и для Саши Колотеева. Он трудился на подсобных работах – в конюшне, в поле прицепщиком, словом, везде, куда его посылали в колхозе. Жаловаться на трудности, на то, что еще мал, никто не смел: шла война, и всю работу вместе с детьми выполняли женщины. Не зря много позже, Отечество назовет их тружениками тыла и наградит медалями «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Эта награда найдет и Александра Колотеева, вернувшегося в село Гулькевичи, но намного позже. А до того он много лет по примеру деда и отца будет трудиться на комбикормовом заводе, освоив практически все рабочие профессии – слесаря, электрика, токаря, фрезеровщика, стропальщика. И работал на совесть, как его учили.

Отдав много лет жизни любимой работе, А.А. Колотеев давно находится на заслуженном отдыхе, имеет права и на льготы, предоставленные государством, и на уважение окружающих. Здоровья Вам, Александр Алексеевич, на долгие-долгие годы.

И был Гулькевичи в пожарах и дыму… обновлено: 24 февраля, 2014 автором: Администратор

КОММЕНТАРИИ:

comments powered by HyperComments