Музыка её неба

Музыка её неба

В год, когда учеба в ДМШ подходила к концу, в школу пришел новый молодой директор И.И. Архипенко. За плечами у него уже был достаточный опыт преподавательской работы, и талантливых учеников он из общей массы выделял без-ошибочно. Не мог он не обратить внимания и на талантливую домристку, постепенно начав подводить ее к мысли о поступлении в музыкальное училище. А однажды буквально огорошил девушку предложением: «Завтра в училище едет на прослушивание наша пианистка, поезжай и ты, попробуй». Времени на раздумье не дал, пришлось ехать. Вывод педагогов училища был столь же неожиданным: «На 90% вы уже поступили, 10% – на сдачу экзаменов». Хорошо закончившей восьмилетку девушке эти 10% преодолеть труда не составило. Так почти неожиданно для себя стала Лена студенткой Ростовского училища искусств.

Помимо того, что И.И. Архипенко помог Елене Васильевне выбрать профессию, он еще показал, насколько увлекательна игра в оркестре. Она играла в созданном им в школе ансамбле, выступления которого проходили не только в школе, но и на других сценах, в т.ч. и на большой сцене РДК. И, закончив училище, профессиональная домристка начала музыкальную карьеру в легендарном ростовском коллективе «Казачий Дон», пользовавшемся такой же популярностью в Ростовской области, как Кубанский казачий хор в Краснодарском крае. С коллективом объехала практически всю страну, была в Италии, в союзных республиках, выступала и на сцене Большого Кремлевского Дворца съездов, участвуя в концерте для делегатов одного из съездов партии. Играла не просто профессионально, с удовольствием, а с восторгом. Во-первых, понимала участницей какого коллектива является, во-вторых, нравилось то, что играла, в-третьих, в ее руках оживал удивительными звуками уникальный инструмент – сделанная по особому заказу домра альтовая. Этот инструмент – авторская работа гениального мастера М.Д. Зубченко, который делал инструменты даже для оркестра Гостелерадио. И домра, которую Елена Васильевна до сих пор бережно хранит и на которой часто играет, тоже могла бы уйти в оркестр, если бы она вовремя ее не забрала. Гриф редкого инструмента украшает личное клеймо мастера – особый цветочный узор. Немного есть в провинции музыкантов, имеющих такой инструмент.

Концертная деятельность молодой домристки, ежедневные репетиции в оркестре – несколько лет это было основным занятием для Елены Васильевны. А потом она стала преподавателем детской музыкальной школы и создала уже свой ансамбль, ставший ее любимым детищем. Было это в г. Волгодонске. Кстати, этот ансамбль существует и сегодня, а ведь ему уже больше 15 лет. Руководит им Ольга Копылова – дочь Елены Васильевны, тоже талантливая домристка.

Музыкальная школа, дети, ансамбль – казалось, что еще надо для профессионального счастья музыканта? Но надо знать неуемную активную натуру Елены Васильевны. Ей хотелось еще чего-то помимо любимой музыки. И однажды она поняла чего: неба. Да, ни много, ни мало – неба! Пришла в аэроклуб, чтобы научиться прыгать с парашютом, проверить свои силы. Разве могла она тогда предположить, что это мимолетное желание перевернет ее жизнь, кардинально все в ней изменив.

В аэроклуб ее взяли, только не парашютисткой, а членом самолетного звена, что, конечно, сложнее, ответственнее. И понеслась круговерть: теоретические занятия, полеты, прыжки. Вскоре она получили третий разряд по самолетному спорту, затем второй и, наконец, первый. Фигуры высшего пилотажа на спортивном «Яке» выполняла наравне с мужчинами. Стала членом сборной команды Ростовской области. Правда, взяли ее в команду скорее для того, чтобы разбавить мужской состав, ведь этого требовали правила участия в соревнованиях. Особых достижений от Лены никто не требовал: летай себе и все, а за победы будут бороться коллеги – мужчины. Но не тот характер у девушки, быть просто балластом – не про нее. Добилась того, что по мужским нормативам стала седьмой в команде из 40 мужчин, а по женским – первой. Вот тогда-то все и поверили: Лена – настоящий боец, достойный соперник. Звали ее и в краснодарскую команду по самолетному спорту. Звали не случайно: мастер спорта Советского Союза Елена Копылова считалась одной из самых перспективных спортсменок страны.

Здесь же, в аэроклубе Елена встретила и своего будущего мужа – летчика. Вышла замуж, родила дочь. Ольга на аэродроме и выросла. Курсанты, пока мама в небе, катали ее коляску по взлетной полосе. Примеряли на нее и парашют, но девочка к небу, в отличие от родителей, осталась равнодушной, переняв от мамы только любовь к музыке. А для ее мамы небо было магнитом, который притягивал к себе, не отпуская, несмотря на то, что случалось всякое, даже связанное с риском для жизни.

Никогда не уйдут из памяти моменты, когда только случайность спасала ей жизнь.

С утра начались тренировочные полеты. Первой взлететь должна была Лена. Но подошел капитан команды и попросил ее сходить с поручением в штаб. Пошла, конечно, а капитан, сев вместо нее в самолет, взлетел. Не прошло и несколько минут, как раздался сигнал тревоги: упал самолет. Оказалось, на взлете отказал двигатель. Капитан смог развернуть самолет к речке, уводя от населенного пункта, и посадил его, как говорят летчики, на брюхо. Для всех это было шоком, а для Лены особенно. Она до сих пор не знает, как бы повела себя в те минуты, сумела бы спасти самолет и свою жизнь? А капитан смог…

Случилось это 13 числа. С тех пор ни он, ни она 13 числа в небо не поднимались.

Был и второй случай, ког-да капитан спас Лену в силу сложившихся обстоятельств, сев за штурвал вместо нее. И опять произошло непредвиденное: самолет после выполнения очередной фигуры высшего пилотажа начал просыпаться, т.е. падать носом вниз. Летчик переворачивает его вверх шасси – самолет летит, в обычном положении просыпается. Как ни старался капитан, самолет ему не подчинился. За несколько десятков метров до земли выпрыгнул, его парашют едва успел раскрыться, а самолет разбился. Позже оказалось, что ремень от шлемофона при вираже попал в руль управления. И опять Лена была уверена, что не справилась бы, если бы сама села в самолет. А может и справилась… Она человек сильный, отважный, такой сделал ее совсем не женский спорт – самолетный.

После того, как Лена ушла из команды, в нее приняли новую девушку. Ее достижения и на уровне страны, и в мире были первыми после достижений лучшей советской спортсменки, летчика-космонавта Светланы Савицкой. Только преемнице Елены Васильевны не повезло: в прошлом году она при совершении очередного полета погибла…

Трудное дело – самолетный спорт. Это сложно и опасно, но увлекательно и романтично. Ну, разве не романтика, когда при выполнении фигуры высшего пилотажа на каждую клеточку твоего тела давит сила, семикратная весу тела?! А для нее в это время еще и музыка в ушах звучала, хотя глаза от давления видели, как через сеточку… Всего же в небе Елена Васильевна провела 250 часов. Это много, ведь допустимая норма годового налета даже для мужчин не более 30 часов, а она летала 8 лет. Летала и за себя и за того парня в прямом смысле слова: если кто-то по какой-то причине не мог подняться в небо, Лена с радостью садилась в кабину, ведь лишний час в небе был для нее как награда. А крайний ее полет (летчик никогда не скажет последний) случился в прошлом году. Поехала в Ростов в гости и не смогла не зайти в родной аэроклуб, где ее до сих пор помнят, а в штабе на стене висят ее фотографии. Сесть в самолет и подняться в небо ей разрешили, правда, только пассажиром. Другого строгие правила полетов не позволили. Ощущение, по словам Елены Васильевны, было такое, как у долго пролежавшего и разучившегося ходить больного: помнишь, как это делается, а сделать не можешь…

Больше восьми лет отда-ла небу, самолетам Еле-на Васильевна. Мечтала стать инструктором. Но все сломали 90-е годы, когда не стало страны, когда все рушилось. Всем уже было не до самолетов…

Несколько лет Елена Васильевна проработала на «Атоммаше», ведь к этому времени она, закончив политехнический институт, получила профессию инженера-механика. Но когда приехала в Гулькевичи, в родительский дом, вновь вернулась в музыку. Сейчас она преподает детям азы игры на гитаре, домре, балалайке. Причем преподает в том же 20 кабинете, в котором когда-то училась сама. Вернулась к директору, в свое время определившему ее судьбу. А еще Елена Васильевна создала (а как иначе?!) свой ансамбль струнных инструментов.

Ее ребята – постоянные участники многих фестивалей, конкурсов, с которых привезли уже немало наград. А это значит, что и этот коллектив, взлелеянный Еленой Васильевной Копыловой, состоялся.

Музыка и небо – эти две составляющие интересной и яркой жизни Е.В. Копыловой неразрывны. В небе, совершая сложнейший вираж, она слышала музыку. Откуда она бралась в небе – не знает, но слышала ее, даже несмотря на гул самолета. И мечта у нее сегодня одна – еще раз сесть за штурвал самолета – своего любимого «Яка», который столько лет был так послушен ее сильным нежным рукам.

Музыка её неба обновлено: 4 марта, 2011 автором: Администратор

КОММЕНТАРИИ:

comments powered by HyperComments