Сохраняющие историю

Сохраняющие историю

История архивного дела на Кубани ведет свой отсчет с 1877 года, когда был сформирован войсковой архив Кубанского казачьего войска. В нем хранились документы Запорожского (впоследствии Черноморского) казачьего войска. Войсковой архив стал основой Кубано-Черноморского архивного фонда, созданного постановлением Кубано-Черноморского революционного комитета 4 октября 1920 года. С этого времени начала формироваться сеть архивных учреждений на местах.

Сведений о наличии архива в предвоенные годы в селе Гулькевичи нет, т.к. в годы Великой Отечественной войны территория района была временно оккупирована фашистскими захватчиками, а документы за довоенный период были утрачены. Чудом уцелело несколько церковных метрических книг за 1876-1919 годы и книги с записям актов гражданского состояния за довоенный период. Разорванные и истрепанные, они и положили начало формированию архивных фондов и созданию районного архива.

Первоначально архив был одним из подразделов отдела ЗАГС, и должность заведующей архивом по совместительству занимала заведующая отделом ЗАГС. Впервые штатная должность заведующего архивом была утверждена 6 марта 1947 года. Эту должность тогда занял Александр Георгиевич Логвинов. В этом же году архив стал активно пополняться новыми фондами. За год сюда были приняты документы 37 организаций и предприятий района. Первыми поступили на хранение документы избирательных комиссий по выборам в местные Советы депутатов трудящихся и в Верховный Совет СССР, документы многочисленных в то время сельскохозяйственных артелей, исполнительных комитетов районного и сельских Советов депутатов трудящихся. Судя по тому, что многие из этих документов впоследствии были уничтожены по актам как не имеющие исторической ценности и утратившие практическое значение, в те годы у работников архива не было четких представлений, какие документы подлежат сдаче в архив на постоянное хранение.

Позже заведовали архивом Пелагея Васильевна Анацкая, Юлия Лукинична Бердун, Анна Николаевна Степанова. Частая смена кадрового состава объяснялась, в первую очередь, низкой заработной платой, сложными условиями труда и непрестижностью архивной службы.

Долгое время архив размещался в небольшом и очень ветхом, больше похожем на сарай здании, которого сейчас уже не существует. Документы, связанные шпагатом, хранились на деревянных стеллажах.

В 1953 году заведующей архивом стала Елена Ивановна Короткова, проработавшая в архиве до 1981 года. Грамотный компетентный работник, уважаемый в районе человек, она много сделала для повышения значимости архива. 18 лет вместе с ней проработал в архиве инспектором Павел Иванович Гурин.

В октябре 1973 года было введено в эксплуатацию новое здание райисполкома, в котором для архива были выделены помещения в цокольном этаже. Условия для работы, конечно, стали лучше.

С марта 1981 года архив возглавила Галина Андреевна Репина, проработавшая здесь до ухода на заслуженный отдых в 2003 году. За многолетнюю плодотворную работу и большой вклад в формирование архивного фонда Кубани постановлением главы администрации Краснодарского края ей было присвоено почетное звание «Заслуженный работник государственной архивной службы Кубани».

14 лет отдала работе в архиве Людмила Григорьевна Подлубная. Каждый из этих людей внес свой особый вклад в развитие архивного дела в районе, так что архивная служба Гулькевичского района вполне может гордиться своим кадровым составом.

В 1992 году архив переехал в отдельное одноэтажное здание. Оно далеко не новое, но очень добротное и оказавшееся удобным для архива.

В настоящее время общая площадь помещений архивного отдела составляет 263 кв. м. Архив имеет 5 хранилищ и 2 кабинета. Условия хранения документов соответствуют всем нормативным требованиям.

В 2007 году начались работы по капитальному ремонту здания архива. Были установлены современные охранная и пожарная сигнализации, заменены кровля, окна, двери, полы, сделан запасной выход, здание подключено к канализации, заменена электропроводка. Сделано, конечно немало, но еще многое предстоит сделать, чтобы завершить все ремонтные работы.

В штате архивного отдела в настоящее время работают три человека: начальник отдела Г.В. Холод, ведущий специалист В.В. Звягина и делопроизводитель И.В. Репина. Несмотря на то, что штатная численность почти в два раза ниже нормативной, а объемы работ непрерывно растут, коллектив работает слаженно и стабильно, сохраняя сложившиеся традиции. На службе у них достаточное количество оргтехники, помогающей быстро и качественно выполнять всю необходимую работу.

В архив поступают документы учреждений, организаций и предприятий района разных форм собственности. Список источников комплектования архивного отдела состоит из 45 организаций. По состоянию на 1 января 2010 года в архиве насчитывалось 35860 единиц хранения, в том числе 23327 единиц управленческой документации за 1943-2005 годы. В 235 фондах архива имеется 12533 единицы хранения по личному составу, 699 фотодокументов. Архив активно пополняется документами личного происхождения, формируется коллекция документов по истории города и района.

Наиболее ценными документами архива являются церковные метрические книги, которые дают возможность получить не только интереснейшие статистические сведения о количестве родившихся, умерших, вступивших в брак граждан, но позволяют проследить, откуда в наши края прибывали переселенцы, их сословную принадлежность, род занятий.

В фондах архивного отдела имеются акты об ущербе, причиненном немецко-фашистскими захватчиками народному хозяйству Гулькевичского района, акт районной комиссии по выявлению жертв фашистских оккупантов, документы, касающиеся восстановления экономики района, трудового подвига колхозников, рабочих, интеллигенции в послевоенное время.

Специалистами отдела активно внедряются в практику работы современные информационные технологии. В 2005 году начата работа по созданию учетной базы архивных документов на основе программного комплекса «Архивный фонд».

Все, что делают работники архива по комплектованию его фондов, обеспечению сохранности документов, направлено на то, чтобы сохранить для последующих поколений информацию о времени, в котором мы живем, и в полной мере удовлетворить потребности пользователей в необходимой информации. Именно эта работа формирует репутацию архива, как у властных структур, так и у населения.

Количество запросов в архив неуклонно возрастает. Так, в 1975 году в архив поступило 177 запросов, а за восемь месяцев 2010 года архивным отделом уже выдано 2058 справок.

Наибольшее количество запросов касается подтверждения трудового стажа, в т. ч. льготного, заработной платы, выделения земельных участков для строительства, наличия земельного пая в коллективно-долевой собственности, предоставления квартир, регистрации права собственности на земельные участки и строения и т. д. На исполнение этих запросов уходит основная часть рабочего времени сотрудников, которые этот вид работ считают для себя приоритетным, ведь за каждой из выданных справок стоит судьба конкретного человека.

Архивный отдел управления делами администрации Гулькевичского района готов всегда и в полной мере предоставить нужную информацию о времени, в котором живем, сохранить все документы, которые будут бесценны для последующих поколений.

Сохраняющие историю обновлено: 1 октября, 2010 автором: Администратор

КОММЕНТАРИИ:

comments powered by HyperComments