И стал хутор Лебяжим…

И стал хутор Лебяжим…
Зимы были теплыми, а это место полностью не успевало замерзать, и гордые птицы часто оставались здесь на зимовку. То ли что-то изменилось в природе, то ли кто-то сильно напугал лебедей, но не стало их в этих местах. И лишь изредка сядет на водную гладь уставшая от дальнего перелета парочка лебедей и, передохнув, вновь поднимутся на крыло, и полетят вдогонку своей стаи…
Помнят имена старожилов
Известно, что официальной датой заселения хутора Лебяжьего считается 1926 год,  когда здесь появилось много приезжих. Так что нынче Лебяжему стукнуло 90 лет. В памяти хуторян, уже родившихся здесь, чаще других возникает фамилия старого владельца земельного надела – Шмуль. Называют и другие фамилии старожилов хутора: Поповские, Семиренко, Гребенюк, Кострыкины, Косенко, Краснокутские и другие. Теперь в хуторе живут их потомки.
После войны в хуторе проживало много вдов со своими  малолетними детьми: их отцы сложили головы на фронте. Среди овдовевших хуторских женщин была и мама Почетного гражданина Гулькевичи Михаила Денисовича Романча – Анна Степановна.
Работали женщины в основном в колхозе имени Кирова: было такое хозяйство в селе Майкопском, а хутор Лебяжий считался одним из отделений этого колхоза. Потом прошла реорганизация, и одни жители хутора перешли в племзавод «Венцы-Заря», другие в откормсовхоз.
В 50-е годы приехала в хутор и семья Цепушел. Анатолий Иванович теперь известный в крае и в стране глава крепкого крестьянско-фермерского хозяйства. Ему благодарны многие жители за то, что он не забывает своих земляков, помогает им решать проблемы, которые здесь время от времени возникают. Зимой А.И. Цепушел, к примеру, чистит дороги в хуторе от снежных заносов: иначе сюда не смог бы добраться ни школьный автобус, ни рейсовый, да и никакой другой транспорт. Летом овощи многим пенсионерам либо по сходной цене продает, либо просто так раздает.
Здесь учили читать и писать
И хотя возраст у хутора приличный, живут здесь не только пенсионеры, ветераны колхозного строительства, но и молодые семьи с детьми. И нынче хуторяне проводили в школу несколько ребятишек, поэтому школьный автобус здесь очень нужен. Если же оглянуться назад в историю местного образования, то в 40-50-е годы жители хутора Лебяжего не знали забот: была в то время в хуторе начальная школа. Тут учили читать, писать, считать, а уже в 5 классе школьники перебирались в майкопскую среднюю школу. Чаще других хуторяне вспоминают первую учительницу Нину Васильевну Чуканову, которая для многих осталась любимым педагогом на всю жизнь. Ее уже нет в живых, а хуторяне вспоминают о ней добрым словом.
От стен хуторской школы, которая находилась рядом с магазином (на месте нынешней детской площадки), начиналась дорога во взрослую жизнь людей, ставших впоследствии гордостью района, в тих числе М.Д. Романча, братья Косенко – Владимир и Николай, которые, закончив институт в Москве, остались работать в столице.  И многие-многие другие. Разлетелись лебяжинцы по городам и весям, однако свою малую Родину они никогда не забывают и по возможности приезжают в хутор погостить.
Был когда-то в хуторе Лебяжем и собственный клуб, но нынешнее поколение его почти не помнит. Нет в хуторе клуба, потому что давно  попал этот населенный пункт в разряд бесперспективных. Клуб в хуторе, конечно, не помешал бы. Но без него уже привыкли обходиться. А вот без магазина, который закрыли нынешним летом хуторянам ну, не как не обойтись.
Магазин для хутора, что центр вселенной. Здесь всегда бывало многолюдно, здесь делились последними новостями, встречались друг с другом. В далекие 50-е магазин был деревянный, но работал он исправно, с утра и до вечера. Порой бегали в магазин по 2-3 раза за день: то за свежим хлебом, то за солью, то за спичками. А одно время здесь даже торговали мебелью и вещами повседневного спроса. У многих хуторян в домах до сих пор стоит э мебель, купленная в хуторском магазине.
Магазин принадлежал райпотребсоюзу, а в последние годы здание, которое отапливалось котлом, сдавали в аренду предприятию Общепит. Потом все заметили, что работать магазин стал всего по 3-4 часа в день, но люди все равно туда продолжали ходить за покупками. А недавно магазин совсем закрыли. Хуторяне послали по инстанциям своих «ходоков» – Эллу Демьяненко и Елену Климову, но женщины вернулись ни с чем. Им сказали, что торговать в хуторе стало невыгодно: нет прибыли. И теперь два раза в неделю – по средам и пятницам в хутор будет заезжать автолавка: там можно будет купить хлеб, молоко и другие продукты. Людей это, конечно,  не устраивает.
– Ну, зачем нам покупать хлеб на 3 суток? А за спичками и другой мелочью ехать в Майкопский или  в Гулькевичи. А у нас много пенсионеров, которым трудно ходить. Кто им привезет хлеб и молоко из города? – возмущается старожил хутора Лебяжего Петр Николаевич Гарах.
– Бабушки-старушки кое-как могли доковылять до хуторского магазина, а теперь их лишили последней радости, – говорит Елена Васильевна Климова. – Жаль, что со временем пропадет и брошенное кирпичное здание магазина…
Не одна беда 
Увидев журналистов, хуторяне назвали еще немало проблем, которые их беспокоят. Хотелось бы, чтобы и автобус чаще ходил, и тротуары четче обозначили, и дорогу давно пора бы отремонтировать, а электрические столбы лет 5 ждут замены, хотя на одном из сходов обещали это сделать…
Хуторяне – народ неприхотливый, особых благ никогда и не требовали, привыкли довольствоваться малым. Любят они свои родные места и никуда уезжать отсюда не хотят. Так прямо и говорят и ждут помощи хотя бы  с открытием магазина.
И стал хутор Лебяжим… обновлено: 12 сентября, 2016 автором: Администратор

КОММЕНТАРИИ:

comments powered by HyperComments