«Им не по росту сапоги, шинели, но подвиги им, право, по плечу…»

«Им не по росту сапоги, шинели, но подвиги им, право, по плечу…»
Добившись зачисления в ряды Красной армии, женщины и девушки овладели почти всеми военными специальностями и вместе со своими мужьями, отцами и братьями несли военную службу во всех родах войск. Давая оценку ратному подвигу женщин, прошедших вместе с воинами-мужчинами весь боевой путь, маршал Советского Союза А.И. Еременко писал: «Едва ли найдется хоть одна военная специальность, с которой не справились бы наши отважные женщины также хорошо, как их братья, мужья, отцы». Наравне с мужчинами патриотки преодолевали все тяготы войны, многие  дошли до Берлина. Много женщин и девушек служило в стрелковых частях и подразделениях в качестве снайперов, пулеметчиц, минометчиц, автоматчиц и т. д. Некоторые из них командовали расчетами, отделениями, взводами, ротами и батальонами. Мы уже не говорим о том, что женщины составляли большинство среди связистов, медиков, несли нелегкую  службу по охране военных объектов различного назначения, в том числе аэродромов.
В 1985 году на центральной площади хутора Чаплыгина был открыт памятник воину-победителю в Великой Отечественной войне. Среди тех, кто участвовал в митинге, была  и единственная в поселении женщина участница войны Елена Ивановна Продайко, много лет отработавшая председателем и секретарем сельского Совета. Добрая память об этом человеке  сохранилась в сердцах ее земляков-чаплыгинцев. А в школьном музее среди других экспонатов бережно хранятся фотографии ветерана и ее рукопись с воспоминаниями о войне, которую она прошла в составе 98 отдельного батальона ВНОС.
Это были воинские формирования, основной задачей которых являлось наблюдение за воздушным пространством и отслеживание вражеских самолетов. Сообщения срочно передавались на пункты противовоздушной обороны и по координатам, указанным военнослужащими отдельного батальона, направлялись наши самолеты. Завязывались воздушные бои, часто  враг оказывался поверженным.
Как оказалась хуторская девушка на фронте, и поведала Елена Ивановна  в своей рукописи. Она рассказала, как вместе со своими родителями, старшими братьями и сестрами, пережила начало строительства новой жизни на Кубани. Это были непростые годы, когда только что закончилась гражданская война, и отец вернулся домой. Жили только своим трудом – мама шила по заказу одежду хуторянам, а отец работал в кузнице, мастерил  сельхозинвентарь. Вспомнила Елена Ивановна, как трудно давалась грамота – после  начальной школы хуторские дети вынуждены были жить вдали от родителей, на квартирах в селе Отрадо-Кубанском и Николенском. Но это не помешало успешно окончить школу и поступить учиться в техникум пищевой промышленности в Армавире.
Перед началом войны Елена Лукьянченко (по мужу-ветерану войны Продайко), поехала на практику в г. Курган Челябинской области, где и услышала о нападении фашистов на нашу страну. По призыву горкома комсомола вчерашняя студентка садится за парту, чтобы изучать марки самолетов, точно определять направление их полетов, а также безошибочно угадывать типы моторов. На курсах кубанская дивчина училась легко – память никогда не подводила ее. А еще она понимала, какая огромная ответственность теперь легла на ее плечи. Но она уже знала, что  Кубань находится на военном положении, а дорога домой лежит через всю войну. Вот о чем написала позже в своих воспоминаниях  ветеран  войны: «Нас 120 девушек, построили возле горкома комсомола, и тут грянул духовой оркестр. Провожали женщины и дети. Помню, что на глазах у многих были слезы. В моем вещмешке были комсомольский билет, фотографии папы и мамы, немного вещей и баночка сливочного масла, которую мне подарила хозяйка квартиры. Вот и весь запас. В Челябинске нам дали  сухой паек – консервы и хлеб. И четыре дня мы находились в пути. Потом мы уже топали пешком. Нас рассредоточили по 
пунктам наблюдения, и мы выполняли свою боевую задачу. В январе 1943 года я получила звание младшего  сержанта. И начались наши фронтовые дорожки – на Смоленск, потом в Брянск, а впереди была Польша, которую мы освобождали. Были большие потери, но мы понимали – время особенное, военное. Надо забыть о трудностях на войне. С радостью узнала о том, что  фашистов погнали с Кубани…».
Война многое изменила в судьбе Елены Ивановны. По-другому она начала смотреть на жизнь, научившись ценить простые человеческие  радости, старалась много работать. Ее знания и жизненный опыт пригодились на малой родине в мирное время в хуторе Чаплыгине, где  она работала в сельсовете. Особенно ей нравилось регистрировать свадьбы, рождения детей. Однажды и в ее дом постучалось счастье. Работая в Совете, она встретилась с недавним фронтовиком Иваном Продайко. Молодые люди буквально влюбились с первого взгляда, и эта любовь оказалась на всю долгую жизнь. А их семья стала примером для многих хуторских семей и такой является до сих пор.
«Им не по росту сапоги, шинели, но подвиги им, право, по плечу…» обновлено: 20 ноября, 2017 автором: Администратор

КОММЕНТАРИИ:

comments powered by HyperComments