Помочь речке остаться в живых

Помочь речке остаться в живых

Судьба больших, а тем более маленьких кубанских рек все чаще и чаще вызывает тревогу. В последние годы летние месяцы становятся жарче обычного, осадки нечастые гости региона, речки мелеют, загрязняются, пересыхают.

Вместе с этим возрастает желание многих неравнодушных людей помочь речкам остаться в живых. К большому сожалению, сегодня не существует такой службы, которая занималась бы очисткой и благоустройством водных бассейнов.
Гулькевичане Андрей Попов, Евгений и Анатолий Гавриловы решили самостоятельно навести порядок на одном из участков Самойловой балки. Они произвестковали воду, запустили малька амура и теперь следят за береговой линией. Важно, чтобы берег не захламлялся бытовым мусором, а вода очищалась естественным способом. В планах наших земляков – дальнейшее благоустройство водоема, посадка здесь молодых саженцев ивы вдоль берега. Энтузиасты никого ни о чем не просят, защитить речку они готовы собственными силами и средствами. Но уже с первых дней наступило определенное разочарование. Только что запущенного малька рыбаки-браконьеры принялись вылавливать, и никакие увещевания и призывы к совести на них не действуют. Дескать, какое вам дело – речка общая, что хочу, то и делаю. А поступить следовало по-другому: нелишне помочь тем людям, у которых искренне болит душа за природу, за ее будущее.

«Бабкино» озеро
Много лет назад, когда г. Гулькевичи еще не было ни на одной географической карте, на землях около водоема Самойлова балка (первый водоем от объездной дороги вокруг границ нынешнего города со стороны х. им. Крупской) имел наделы землевладелец по фамилии Бабкин. На улицах, которые сегодня носят название Прогресс и Калинина, были нарезаны участки, на которых жили крестьяне, разводя скотину и возделывая землю. На берегу водоема хозяин земель построил даже водяную мельницу. Хозяину – прибыль, людям – работа. С годами землевладельца не стало, вскоре его перестали и вспоминать, а вот название водоема «Бабкино» до сих пор помнят старожилы. Как, собственно, и название другой части Самойловой балки в районе дамбы на ул. Ленина – Щербачка. Это название сохранилось до наших дней и тоже связано с именем землевладельца Щербакова, который много лет назад жил в этих местах.
Местные жители помнят, что в 50-60-е годы водоемы принадлежали совхозам и колхозам, в них запускали малька, чистили дно, следили за берегами. На левый берег озера было завезено несколько машин песка, и здесь появился местный пляж. Вот радости было, особенно детворе!

В дружбе с речкой
Сегодня, каждый раз проходя мимо речки Самойлова балка в районе улицы Калинина, семидесятилетний житель г. Гулькевичи Анатолий Гаврилов очень расстраивается. Причина тому – воспоминания детской поры, когда ему, восьмилетнему сорванцу, жилось весело и беззаботно, когда можно было с самого утра и до позднего вечера плескаться и нырять в прозрачной воде Самойловой балки, купать лошадей, удить рыбу и ловить руками раков. Одним словом, проводить все свободное время на реке, получать от этого массу удовольствия и приносить домой свежую рыбку к ужину.
Увы, от прежнего чистого и щедрого водоема практически ничего не осталось. Заиленное дно, густой камыш и плавающие повсеместно водоросли, практически полное отсутствие рыбы и раков, и главное, что сразу бросается в глаза – мусор который всякий раз оставляют люди. А два года назад на речке погибла рыба, по водной глади тогда плавали мертвые рыбешки, издавая неприятный запах, навевая на людей невеселые мысли. Понимая, что надо срочно что-то делать, чтобы спасти речку, инициативная группа горожан – Анатолий Гаврилов, его сын Евгений и Андрей Попов – решила действовать. Первым делом мужчины пошли в городскую и районную администрации, но там объяснили, что водными ресурсами распоряжается Азово-Черноморское управление Росрыболовства. Из чего стало понятно, что рассчитывать приходится пока только на себя и таких же энтузиастов. Осенью прошлого года, как уже сказано выше, на собственные средства они купили малька амура и запустили в водоем, весной отправили новую партию малька и произвестковали дно. Сегодня можно уже смело сказать, что состояние воды заметно улучшилось, ряски и муляки не стало, здесь поселились кряквы и лысухи, и даже лебеди стали выводить потомство. Этого не могли не заметить и любители рыбной ловли – по обеим сторонам начали появляться самодельные мостики для рыбалки. Все говорит о том, что амур неплохо почистил дно, и появилась надежда на возрождение прежнего водоема. Конечно, воссоздать полностью прежнюю картину не удастся, но дать вторую жизнь этой части Самойловой балки реально.

Идем дальше
Первым делом нужно полностью очистить дно водоема от тины, ила и водорослей, и лучше всего для этого подойдут биопрепараты. Андрей Попов имеет подобный опыт, он уже не раз проводил процедуру очистки воды на небольшом участке. Мужчина рассчитал необходимое количество препаратов, это всего-навсего десять килограммов, в денежном эквиваленте сумма также будет небольшой – двадцать тысяч рублей. Есть и другой вариант – почистить дно земснарядом, но это слишком дорогое удовольствие. Даже работа на такой небольшой территории вылилась бы в огромную сумму – более миллиона рублей. Поэтому активные мужчины пошли самым доступным и простым способом. И если сделать эту процедуру сейчас, не откладывая на потом, то с наступлением погожих весенних дней можно быть уверенными – без улова не останется ни один рыбак.
Речка вздохнет облегченно и отблагодарит человека за заботу о ней.
И еще важный момент: от изменения уровня воды Самойловой балки выиграют в первую очередь жители окрестных улиц. Дело в том, что дно водоема много лет обрастает донными отложениями, подвалы горожан стоят частенько наполненные водой. Грунтовые воды, не попадая в пруд, находят себе другие выходы на поверхность – прямиком в погреба и подвалы людей. А если дно будет чистым, то вода останется в русле, а не станет искать для себя новое место.

Есть мнение
Лидия Наумкина:
– Я родилась и выросла на улице Калинина. Помню свое детство, как будто это было вчера. Раньше берег был высокий, более трех метров, без камыша, и мы с друзьями «били козла» – ныряли с разбегу в воду. Водоем был глубокий с чистой и прозрачной водой, в нем начиная с весны и до поздней осени днями плавали гуси, утки, рядом с ними мы -девочки-пастушки, всем хватало места и было весело. А на противоположном берегу дно было песчаное, местами глиняное. Мы намазывали себя размягченной то ли глиной, то ли мулякой и пугали проезжающих мимо водителей. Со временем водоем стал мельчать, берега сравнялись, но местные жители продолжали купаться в теплое время года. Мой папа Василий Сыс был заядлым рыбаком, имел свою лодку и рыбачил на нашей речке, а зимой плел сети и кубыря. Если ловил много рыбы, бросал в колодец, выложенный кирпичом, а уже оттуда брали нужное количество, чистили и жарили. Кстати, папиным колодцем я до сих пор пользуюсь – поливаю рассаду.

Ольга Николаева:
– Мой отец Иван Косенко тоже любил проводить вечера с удочкой в руках. У нас огород выходит прямо к реке, раньше берег был крутым, обрывистым, и папа частенько рыбачил. Помню в детстве после сильных дождей, когда вода затапливала огороды, по картофельным грядкам плавали утки. А мы на лодках плавали по водной глади, кормили уток, а иногда даже заплывали через дамбу на соседний водоем. Еще одно воспоминание детства – небольшой участок земли на нашей стороне улицы Калинина, который был общей территорией для замеса самана. Сюда приезжали все, кто планировал строительство, и, зачерпывая воду прямо из водоема, делали саман. Еще мы любили ловить пескарей и купаться, до тех пор пока родители не позовут домой.

Светлана Баразгова.

На фото: Анатолий Гаврилов и Андрей Попов взяли инициативу в свои руки и хотят сделать речку местом хорошего отдыха. / Фото Ашота Мнацакяняна.

Помочь речке остаться в живых обновлено: 16 сентября, 2020 автором:

КОММЕНТАРИИ:

comments powered by HyperComments