Каждый из нас может прикоснуться к творчеству гениального мастера своего дела – фотохудожника, участника Великой Отечественной войны Фомы Васильевича Драева

Каждый из нас может прикоснуться к творчеству гениального мастера своего дела – фотохудожника, участника Великой Отечественной войны Фомы Васильевича Драева

Об этом удивительном человеке и его семье можно рассказывать долго: каждый этап его биографии отмечен событиями, которые так или иначе повлияли на историю нашего района и практически каждого его жителя.
Фома Васильевич Драев, несомненно, легендарная личность, он стал основателем первого стационарного фотоателье «Силуэт» в городе Гулькевичи. Своему любимому делу он отдал более 50 лет, передал свой опыт своим сыновьям и воспитал не одно поколение отличных фотографов.
Фома Драев, ещё будучи 15-летним юношей, уже колдовал в самодельной фотолаборатории над первыми снимками. А любовь к фотографии он перенял от своей матушки Марии Макаровны и отца Тимофея Ивановича.
С первых дней войны Фома Васильевич Драев ушел на фронт. Война далеко увела его от родного дома. По снимкам, которые он не переставал делать в военные годы, можно проследить весь его боевой путь: от Кавказа до Австрии. На первых военных фотографиях 1941 года, которые представлены в музее на выставке «Дорогами войны», Фома Драев – молодой, бравый солдат в военной форме в группе однополчан на привале.
Затем на фотографиях 1942 года запечатлены окрестности города Грозного, откуда собственно и начнется наступление Красной армии по освобождению Северного Кавказа.
Снимки 1943 года повествуют об участии Фомы Васильевича в боях на «Голубой линии». Немецкая «Голубая линия» представляла собой оборонительные рубежи протяженностью 110 км, которые имели большое число огневых средств, доты, дзоты.
Перед «Голубой линией» выстроились мощные противотанковые и противопехотные заграждения, минные поля, завалы. Красной армии прорвать эти укрепления фашистов никак не удавалось. На фронт, в район станицы Крымской, для оценки ситуации и выработки плана действий вынужден был приехать маршал Г.К. Жуков. История сохранила текст его телефонного разговора с И.В. Сталиным: «Сколько видел боев, а таких ожесточенных не приходилось видеть. Храбрость советских бойцов не знает границ».
В самых жестоких, затяжных боях принимал участие и наш земляк Фома Драев. Много его однополчан осталось лежать в земле под станицей Крымской… Фоме Васильевичу Драеву, получившему тяжелые ранения, удалось выжить. Подлечившись в госпитале, он продолжил свой славный боевой путь.
Снимки 1944 года повествуют о том, что Фома Васильевич участвовал в освобождении Румынии, Чехословакии. Дальше его дорога войны прошла через Венгрию, Югославию и Австрию. Посчастливилось Фоме Васильевичу встретиться с американскими союзными войсками в городе Линс (Австрия).
Славный боевой путь прошел сержант Фома Васильевич Драев, высоко оценила Родина его военные заслуги, он был награжден четырнадцатью орденами и медалями.
После войны Фома Васильевич вернулся домой, в Гулькевичи. Дома его ждала жена – Елена Емельяновна и любимое дело – фотография.
Во время войны, когда Фома Драев ушел на фронт, Елена Емельяновна вместо мужа занималась фотографией. Она фотографировала бойцов Красной армии, проходивших через Гулькевичи. По возможности старалась вручить им снимки или же отправляла по адресу, оставленному военными. Возможно, и сегодня эти снимки хранятся в настенных рамках или семейных альбомах где-то в Сибири или Закавказье, Урале или Крыму.
По возвращении домой Фома Васильевич с головой окунулся в любимую работу. Надо было восстанавливать разрушенное здание, снова искать и приобретать оборудование, фотобумагу, реактивы и многое другое. Шли годы. Фотоателье пользовалось популярностью.
Свой опыт и умение Фома Васильевич Драев передал своим сыновьям. Рядом с ним трудилась вся его семья. Когда Фома Васильевич вышел на заслуженный отдых, цех Армавирской фабрики художественных работ возглавил его сын Виталий Фомич. В то время это уже было современное предприятие, оснащенное всем необходимым оборудованием для производства черно-белых и цветных фотоснимков. Цех работал по первому разряду, а значит, фотографии там делали только отличного качества.
На базе фотоателье «Силуэт» в Гулькевичи проводились всероссийские семинары фотохудожников, и особенно активно это происходило в семидесятые годы, когда семейное дело достигло расцвета и высших показателей.

Факт
В 1960 году коллектив выполнил работы на сумму 8 тыс. рублей, а к 1980 году – уже на 198 тысяч рублей. Таких результатов коллектив добился благодаря постоянно обновляющейся технической базе, умелому руководству и высокому профессионализму фотографов.

В ателье была выездная бригада классных специалистов, которая обслуживала трудящихся и колхозников всего района, выезжая на полевые станы, животноводческие фермы, заводские цеха.
Позаботился коллектив цеха и о самых маленьких жителях города и района. Рядом с основным зданием своими силами создали и оборудовали детский павильон «Буратино». Здесь можно было встретить героев сказок, старинные замки, чудесные дворцы, сказочные теремки.
Фотографии и фотоателье Драевых были известны далеко за пределами не только Гулькевичского района, но и Краснодарского края. Многие, кто бывал на Кубани, старались обязательно посетить фотосалон Драевых. Зачем? Да чтобы не только сфотографироваться, но и познакомиться с первоклассным мастером-портретистом Виталием Драевым, заслуженным работником службы быта РСФСР.
Здесь, в гулькевичском фотоателье, в разное время побывали летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Виктор Васильевич Горбатко, внучка Льва Николаевича Толстого писательница Лидия Лебединская, делегации из Венгрии, Болгарии, известные деятели литературы, искусства. Многие оставляли восторженные отзывы о работах Виталия Фомича.
Так, известный советский писатель Константин Михайлович Симонов в свой приезд в 1971 году посетил знаменитое фотоателье и подарил свою фотографию с автографом. Кстати, эта уникальная фотография представлена сейчас в музее на выставке.
Любимый жанр Виталия Фомича Драева – художественный портрет. Настоящие фотомастера знают: хорошо, если удается более или менее длительное время находиться рядом с героем снимка, наблюдать его в рабочей обстановке, дома, во время отдыха. Все это необходимо для понимания характера героя, его духовного мира, иными словами для создания точного и емкого художественного образа.
Сложнее уловить точный образ и подметить характер при павильонной съёмке, когда человек или группа людей специально пришли сфотографироваться. Однако Виталий Фомич знал: в этом случае надо, как говорится, раскрепостить людей, дать им возможность быть естественными, как в жизни, зорко подмечая при этом их характеры, позы, жесты, мысленно создавая композицию будущего снимка. И все это он мог сделать в считанные минуты. Этим и отличался большой мастер!
Надо сказать, что фотоработы Драевых неоднократно участвовали в краевых и всероссийских выставках. У стендов, где размещались работы Виталия Фомича, всегда было многолюдно. Благодаря своему самобытному, нестандартному видению мира мастер позволял зрителям взглянуть на объект съемки с совершенно неожиданной стороны. Ему был чужд так называемый механический, шаблонный подход к решению темы.
Казалось бы, чего проще: приехать в колхоз или совхоз и заснять передовиков производства. Но в роли такого созерцателя-фотографа Драева не видел никто. Он стремился понять суть характера человека, его профессии, он всегда искал свой подход к трактовке образа.
Татьяна Чернова, научный сотрудник историко-краеведческого музея Гулькевичского городского поселения.

Каждый из нас может прикоснуться к творчеству гениального мастера своего дела – фотохудожника, участника Великой Отечественной войны Фомы Васильевича Драева обновлено: 18 февраля, 2021 автором:

КОММЕНТАРИИ:

comments powered by HyperComments