Здесь больше века длится жизнь

Здесь больше века длится жизнь
Четыре брата
Из исторической справки, которая хранится в сельском поселении, известно, что основали хутор в 1907 году братья Чаплыгины – Яков, Давид, Иссай, Соломон, выходцы из села Михайловского, что недалеко от этих мест. Они оформили купчую на 1 тысячу десятин земли, приобретенной у землевладельца и промышленника Н.Ф. Николенко. Фамилия братьев и дала название хутору Чаплыгину.
Уже скоро сюда стала съезжаться беднота из ближайших станиц и хуторов в поисках работы. Были среди наемных крестьян и родственники братьев-богатеев. Так появились первые 50 дворов. Перед революцией 1917 года в хуторе уже проживало 450 человек. События Октябрьской революции в хуторе встретили с восторгом: бедноте обещали много земли и сытую жизнь.
До апреля 1920 года хутор Чаплыгин подчинялся ревкому и Совету станицы Михайловской. Сюда же входили и 3 ближайших хутора, в которых к тому времени проживало больше 1 тысячи человек. Председателем революционного комитета хуторяне избрали Д.М. Чаплыгина, возможно, дальнего родственника богачей, его заместителем – А.И. Четвертака, а секретарем М. Сатина. Бывших хозяев земли к этому времени уже не было: они покинули эти места, боясь агрессивно настроенных ревкомовцев.
Много лет спустя стало известно, что их потомки обосновались в Армавире и Краснодаре, где и проживают поныне. К сельскому труду они уже не имеют никакого отношения.
При революционном комитете организовали три отдела: продовольственный, земельный, социального обслуживания, а потом и милицию. Новой власти требовалась железная рука порядка.
Первые коммунары
Свою работу ревком хутора начал с того, что провел регистрацию всех проживающих, затем переписал количество животных на подворьях, инвентарь, учел посевы и описал продукты питания. Для бедняков ревком выделил 18 десятин земли. Была оборудована силами активистов-общественников изба-читальня, хуторян стали обучать грамоте, так как жители Чаплыгина и других хуторов в большинстве своем были неграмотными. Даже расписаться не могли, лишь ставили крестики вместо фамилии.
В мае 1920 года в хуторе открылся фельдшерский пункт. Заведующим утвердили Д.М. Шишкина. Был создан и отдел народного образования, который возглавил И.М. Иваненко. С июля председателем ревкома назначили И.А. Насилкова. В это время крестьяне четырех хуторов отправили государству сотни пудов ячменя, кукурузы, подсолнечника, выполнив план продразверстки.
В августе 1920 года в хуторе была создана коммуна имени Розы  Люксембург. Для обработки почвы за коммуной закрепили семь пар быков. Это и было все имущество коммунаров.
Со временем стало ясно, что ревком из-за малограмотности своих членов, с работой не справляется. И по предложению Лабинского отдела реввоенкомата выбрали новых людей в хуторской ревком – А.В. Карачунского, А.С. Филатова и С.Н. Башкирова. Они были и среди первых красноармейских депутатов. Особую резвость при разрушении старых порядков проявили Г.М. Страшко, Д.Д. Чернов, А.С. Филатов, И.М. Иваненко, Г.Я. Рябцев, М. Сатин и другие хуторяне.
Коммуны, конечно, опередили свое время, а спустя годы и по всей Кубани началась коллективизация сельского хозяйства. Все коммуны хуторов Чаплыгина, Германовского, Пролетарского объединились в один колхоз под названием «Красный партизан». Первым председателем колхоза избрали И.Я. Бадякина. Хозяйство по тем временам считалось крепким. В колхоз свели несколько пар лошадей, почти 100 пар быков. Они и стали основной тягловой силой. Были свои плуги и бороны, земли хватало всем. В начале сороковых в «Красном партизане» жили неплохо, было бы еще лучше, если бы не грянула война.
Огнем и мечом
В первые же дни мобилизации добровольцами на фронт ушли И.Р. Чернов, Ф.И. Сапрыкин, Е.А. Ясюк, И.Ш. Лукьянченко, В.С. Скрипник, В.Н. Красников. 54 хуторянина вернулись с войны, многие погибли в боях, получив тяжелые ранения, увечья, и рано ушли из жизни. В дома пришли похоронки, навеки осиротив семьи с детьми. В таких семьях дети рано прощались с детством, начиная с малых лет трудиться в колхозе.
Среди тех, кто воевал, много награжденных медалями и орденами. Имена участников войны навечно в памяти их потомков, в экспонатах школьного музея.
Среди тех, кто прославил свое имя в годы тяжких испытаний, и семья Продайко. Иван Андреевич был награжден медалью «За оборону Кавказа».
Интересные воспоминания о времени оккупации хуторов оставила в школьном музее хуторянка Э. Я. Лукьянченко. Ее воспоминания записала ученица чаплыгинской средней школы №24 Света Рубанова. Женщина вспоминала:
«В конце августа 1942 года я была на свинарнике и видела, как вели евреев на казнь к «колодцу смерти», который находился на хуторе Великое Начало. Немцы вели их колонной, среди них были женщины, старики и дети. Когда людей привели к колодцу, одна девочка лет семи стала кричать, обращаясь к немцам: «Дяденьки, отпустите меня, оставьте живой. У меня папа русский! Отпустите!» Но полицай  толкнул девочку прямо в колодец…»
Оккупация хуторов закончилась 26 января 1943 года, когда в Чаплыгин вошла красноармейская часть.
О победе над фашизмом все узнали от приехавшего из райцентра в хутор Чаплыгин уполномоченного. По торжественному случаю в хуторском клубе провели митинг. А первые бойцы-хуторяне домой стали возвращаться только в сентябре 1945-го.
Время больших надежд
8 мая 1951 года на общем собрании колхозников трех колхозов  «Маяк революции», «Зеленчукское поле», «Имени В.И. Ленина»  было принято решение объединиться в один колхоз, оставив название прежним – «Маяк революции». Быть председателем люди доверили М. Шанину, через три года в 1954 году его сменил В.М. Колесников. Это было благодатное время для хутора, время больших надежд и грандиозных планов. В хуторе Зеленчук колхозники построили свой Дворец культуры. А вокруг заложили красивый парк. Задумка была интересной: перенести в хутор Зеленчук центральную усадьбу. А председателем колхоза в те годы стал А.П. Остапенко.
Но план переноса  центра в районе не поддержали. Напротив, в хуторе Чаплыгине спроектировали и стали строить целую улицу с благоустроенными домами. Это открывало большие перспективы для того, чтобы хутор преобразовать в поселок городского типа. Крепла и мощь колхоза «Маяк революции», который из маленькой коммуны превратился в высокоразвитое хозяйство.
Новая жизнь старых хуторов
Прошедшие годы до неузнаваемости изменили облик хуторов. В Чаплыгине и в остальных хуторах сейчас проживает 1183 человека. Для жителей были построены амбулатория, двухэтажная школа, современный детский сад.
Дороги в поселении протянулись почти на 15 километров, соединив все населенные пункты между собой.
Сегодня хутора Чаплыгин, Германовский, Зеленчук и Зарьков имеют все, что нужно для жизни с комфортом: электричество, водоснабжение, а хутор Чаплыгин полностью газифицирован.
«Мы хотим, чтобы наше поселение год от года становилось крепче, а жизнь каждой хуторской семьи – достойнее. Тогда молодежь будет оставаться в родных местах, а не уезжать в города. Все в наших руках, если мы очень постараемся и будем трудиться лучше, ответственно относиться к тому, что нам оставило в наследство старшее  поколение», – уверена нынешний глава поселения Ирина Шаповалова.
Здесь больше века длится жизнь обновлено: 14 августа, 2017 автором: Администратор

КОММЕНТАРИИ:

comments powered by HyperComments