Казаки твердо были уверены в том, что лодырям и лентяям хлеб насущный не дается, и в том, как мы едим, видно наше отношение к труду. И на самом деле, кулинария, застольные традиции – это язык, с помощью которого можно рассказать об обществе в целом.
Казачий застольный этикет можно разделить на две части: обыденную, ежедневную и праздничную. И учитывать нужно и тип семьи, и ее социальный статус, достаток и т.д.
Зимой и летом трапезничали по-разному. Зимой меньше было работы, вставали позже, поэтому ограничивались тремя традиционными приемами пищи. Весной и летом, когда день год кормит, менялся распорядок дня. Вставали в 4 утра, завтракать садились в 6-7 часов, к обеду и ужину добавлялся полдник, который выпадал на 16 часов. Полдник был простой: молоко, хлеб, пирожки, узвар, чтобы продержаться до ужина. Если семья была большая, то в поле отряжали одну из невесток, чтобы она готовила еду на всю семью прямо на месте. Если рабочих рук не хватало, в поле не ели, возвращались на «обязательные» приемы пищи домой. Казачка ждала всех с готовым обедом, подавала его, убирала, ждала припозднившихся. К еде казаки всегда относились с большим уважением. За столом нельзя было разговаривать, нельзя есть во время прохождения похоронной процессии, в грозу и особенно бегать с кусками по улице или «кусочничать» на огороде: считалось, что весь будущий урожай съедят вредители.
В качестве наказания для непослушных детей могло быть частичное лишение обеда: уменьшение обычной порции. Но его использовали крайне редко. Дети – первые помощники и будущие кормильцы должны были расти здоровыми и сильными.
Особым позором для казака были жалобы родителей на то, что приглядывающий за ними сын, плохо их кормит. Атаман мог не только на правление вызвать такого нерадивого сына, но еще и плетей всыпать.
К столу кубанские казаки относились с таким же уважением, как к печи и святому углу. С ним связано большое количество представлений и запретов: нельзя сидеть на столе, класть на него шапку, передавать через стол ребенка или рукой сметать крошки, оставлять на ночь на столе нож. «Стол, как престол. Не бей стол – стол «божья» ладонь», – говорили казаки. В будние дни его не покрывали скатертью.
Важным правилом было рассаживание за столом. Главное место в святом углу, там имел право сидеть только дед или отец. Остальные рассаживались в зависимости от того, большая семья или малая. В небольшой семье садились все вместе, а в большой – было несколько вариантов рассадки. Например, поочередная трапеза, когда сначала кормили мужчин, потом уже женщины и дети. Или смешанный вариант: с одной стороны – мужчины, с другой – женщины. Для детей отец изготавливал низкий столик, который назывался «сырно», и ели дети отдельно. Бывали случаи, когда детей кормили на полу: раскладывали настольник (что-то типа скатерти) и кормили ребятишек. Малышей в возрасте 2-3 лет кормили заранее, чтобы они не отвлекали взрослых.
Ухаживала за столом назначенная невестка либо младшая невестка. Она могла поесть только после того, как кончится общая трапеза или вместе с детьми.
Перед тем как сесть за стол, обязательно мыли руки, а женщины без платка за стол не допускались. Глава семьи читал молитву, все, перекрестившись, садились за стол.
У каждого была своя ложка. Изготавливал их глава семьи, ложки были «меченные», с бороздками на ручке, разной формы и размера. Самая большая ложка – отцовская, брать ее не разрешалось никому. Собственно говоря, чужую ложку брать для казака – большой грех. Считалось, что в семье дружбы не будет.
Все расселись, разобрали свои ложки, отец берет хлебный каравай, крестит его ножом и отрезает каждому по кусочку. Каравай нельзя переворачивать (жизнь перевернешь), а крошки нужно собрать и съесть. Обычно это делал глава семьи, но мог поощрить кого-нибудь из детей (старшего сына или того, кто хорошо сделал свою работу за день) и отдать крошки ему.
Розданный отцом хлеб необходимо было доесть до конца. Детям говорили, что недоеденный кусок будет гоняться за ними ночью. Вечером новой буханки старались не начинать, но если все-таки начинали, то краюшку отдавали детям (считалось, если съест хозяин или хозяйка, их телята будут блудить).
Соль – особый элемент стола. Если соли на столе нет, то глава семьи мог вообще не приступить к обеду, а пока он не начинал, никто не мог начать есть. Первое чаще всего ели из одной миски. Если семья большая, то на общий стол ставили их 2-3, чтобы все могли достать. Сначала хлебали «юшку», потом «ловили гущу», мясо раздавал отец или дед. Хлебать нужно было только со своего края, на чужой не лезть. Брали еду из общей миски опять-таки по старшинству. Кто торопился и нарушал правила, мог ложкой по лбу получить.
Заканчивалась трапеза молитвой, обязательным поклоном родителям и целованием руки отцу.
Если во время обеда или ужина в хату заходил кто-то из знакомых, его обязательно приглашали к столу, но из вежливости гость должен был отказаться от «большой еды» и согласиться только на чай.
Повседневная казачья трапеза проходила по строгим законам и была скрыта от посторонних глаз.
Материалы публикуются при финансовой поддержке Федерального агенства по печати и массовым коммуникациям.
КОММЕНТАРИИ:
comments powered by HyperComments